Новости. Подземка: торгуй - не хочу. Пятигривневая купюра заменяет все необходимые разрешения
"Газета по-харьковски", 11.10.2007.
Сколько бы ни рапортовали представители власти и правоохранительных органов о бодрой борьбе с несанкционированной торговлей, она живет и процветает. В этом корреспондент "Газеты..." убедилась лично, купив продукты питания на одном стихийном рыночке и благополучно продав их на другом – прямо "с земли", и не где-нибудь на выселках, куда и милиция-то не заглядывает, а в переходе метро.
Получив редакционное задание поторговать чем-нибудь скоропортящемся в метрополитене, не имея на это разрешения, я ожидала совсем другого. В худшем случае заберут в милицию, в лучшем – постараюсь откупиться, размышляла я, направляясь на Пролетарскую. По пути, возле станции метро "Маршала Жукова" остановилась закупить товар.
- Молоко, творог, сметанка - все свеженькое, - зазывала к себе покупателей торговка.
Честно говоря, я не решилась снимать пробу с продуктов, привезенных непонятно откуда. Хотя женщина довольно убедительно рассказывала, что приехала из Шевченково, где у нее свое хозяйство, коровка... Для своего собственного торгового дела я купила две полуторалитровых бутылки молока, пол-литра сметаны, 800 г творога, два пучка петрушки и три кило яблок.
"На грибах за полторы недели можно заработать две тысячи"
Итак, полпятого вечера, понедельник, иду по проходу станции метро "Пролетарская". О, а вот и мои новые коллеги. Так, что мы тут продаем? Ага, самый модный товар у нас молочное. Молодец, радуюсь за себя, с первого раза уловила, что самое ходовое. Тут же торгуют грибами, овощами, рыбкой, носками и чулками. Пристраиваюсь с краю, раскладываю товар. Мой импровизированный прилавок – пакет, постеленный прямо на бетон. Пространство вокруг меня начинает быстро заполняться торговцами. С одной стороны примостилась женщина с сумками свежей зелени и овощей, с другой – мужчина с двумя большими "кравчучками", забитыми баклажками с молоком. Три женщины с зеленью, грибами и еще чем-то становятся за мужчиной - и проход метро заполнен под завязку.
- А вы у нас новенькая, - глянул в мою сторону мужчина.
- Я в первый раз, у меня тетушка торговала, но приболела и отправила меня, а то ведь испортится все. Везла бедненькая из деревни, жалко, если пропадет,- сочиняю на ходу.
Тем временем по проходу подземки повалил народ - конец рабочего дня.
- Почем сметана, девушка? – моя первая покупательница.
- Пять гривен, - отвечаю (за сколько купила, за столько и отдаю). – Хотите попробовать?
- Нет. Она же свежая, хорошая? Я вам верю. Давайте.
Кажется, торговля пошла. Неужели так и буду продавать, и никто мне ничего не скажет?
- Подскажите, что делать, торгую, а разрешения на это у меня нет, - спрашиваю у соседа.
Тот искренне смеется моей пугливости:
- Ничего страшного, не бойтесь. К вам подойдут. Дадите денежку - и все будет в порядке, - отвечает мне сосед справа. Пятерки хватит. За целый день платится двадцатка. А вверху на выходе – тридцать.
- Вообще, выгодно торговать здесь?
- Ну, это смотря чем торговать. Знаю, что за полторы недели на грибах можно заработать две тысячи. А те, у кого большие лотки овощей, и по пять тысяч выручают. Я за раз продаю 25-28 литров молока. В месяц выходит около двух тысяч. Но за место, за дорогу надо платить, - рассказывает сосед.
Милицию мы не заинтересовали
По ряду торговцев проход шепот: "А кто у нас сегодня главный? Деньги-то кто собирать будет?"
- Да, кстати, кому платить? - уточняю.
- Женщина пройдет.
- А она кто?
- Да от метро.
- А милиция как?
- Все от смены зависит - бывает, что ничего, а бывают вредные.
Примерно через полчаса со стороны выхода появляется милиционер. Замираю: что сейчас будет? Но стража порядка стихийные торговцы ни капли не заинтересовали - постоял немного и побрел себе дальше. Я даже выглянула вслед за ним – пусть увидит, как я незаконно продаю молоко и творог прямо с бетонного пола. Не вышло – и я, и мои новые коллеги были ему абсолютно неинтересны. Вскоре появилась женщина средних лет, пробежала вдоль торгового ряда, остановилась возле меня: "А что это у нас за девочка?" - и выразительно потерла пальцами: мол, деньги давай. Все молча отдали ей по пятерке. А одна покупательница даже заступилась за меня: "Почему с нее пятерка? У всех много, а у нее чуть-чуть".
- Вот видите, а вы волновались. Только вам, чтобы торговля лучше пошла, надо найти бумажный ящик и разложить товар на нем, - советует сосед.
Нахожу на улице коробку, следую совету соседа – и торговля продолжается. К концу второго часа у меня остается лишь творог (купила дорого - 18 гривен за килограмм, а на Пролетарской продавали по 16 гривен), и я решаю удалиться. А в переходе метро торговля идет полным ходом. Спеша с работы домой, люди покупают все что видят, не особенно задумываясь над тем, что грибочки вполне могли быть собраны у обочины дороги, а творожок сметен по сусекам в каком-нибудь грязном погребе.
Надежда ТЕСЛЯ
Кстати
Четыре раза в год стать продавцом может каждый
Законодательство предусматривает, что каждый гражданин может не более четырех раз в году продавать продукцию, изготовленную им самим. Например, овощи с приусадебного участка или выращенную дома птицу. В таком случае не нужно оформляться как субъекту предпринимательской деятельности. Но проверка продуктов на качество и безопасность для всех остается одинаковой и обязательной.
Открытым текстом
Забавно получается. На официальных продавцов можно повлиять, незаконно установленные малые архитектурные формы - снести, но статус стихийного торговца гарантирует практически полную неприкосновенность. Все официальные лица дружно открещиваются от ответственности за несанкционированные рынки, и торговец оказывается сам себе хозяин: продавай – не хочу. Куда проще и выгоднее, чем на официальном рынке. Только не забывай вовремя отстегивать "женщине из метро"...
Людям все равно, стихийный это продавец или нет
Елена ТОВСТОЛУГ, зам. главного санитарного врача Харькова:
- У нас нет полномочий бороться со стихийной торговлей вообще и в метро в частности. За это отвечают местные органы власти и милиция. Но само название "несанкционированная торговля" говорит о том, что ее быть не должно. К сожалению, статистики, сколько произошло отравлений по вине стихийных торговцев, у нас нет. Ведь пострадавшие чаще всего не могут объяснить, на каком именно рынке покупали продукты. Например, на Конном рынке торгуют и за его пределами, а люди особо не вникают, законно это или нет. Мы уже обращались и в горисполком, и в милицию. Милиционеры время от времени гоняют торговцев, но кардинально проблему не решают. По улице Тарасовской, которая идет от Конного рынка, ни проехать, ни пройти из-за торговли. То же на выходах из метро. Я уже не говорю о том, что творится на окраинах города...
Две недели назад ни одного торговца не было
Николай ПИЩАНСКИЙ, главный врач Основянской линейной СЭС на ЮЖД:
- В случае выявления стихийных продаж мы проводим рейды совместно с работниками линейного отдела. Также мы даем предписания работникам метрополитена о предотвращении несанкционированной торговли в подземке. Выполнение предписаний проверяем. В последний раз проверяли две недели назад – ни одного торговца в переходах метро не обнаружили. Кстати, за незаконную торговлю предусмотрен штраф от 17 до 102 гривен.
У милиции не хватает времени на торговцев
Виталий ТКАЧЕВ, зам. начальника линейного отдела метрополитена:
- Стихийная торговля чаще всего возникает в переходах тех станций, что примыкают к рынкам: "Барабашова", "Холодная гора", "Маршала Жукова", "Героев труда". Но самая проблемная - "Пролетарская". Там длинный проход - 270 метров. А у работника милиции (который, кстати, всего один на станцию) и так много обязанностей: пассажиропоток, инкассация. И если он задержал преступника и работает с ним в комнате милиции, то, естественно, вся станция остается без присмотра. Раз в неделю совместно с санстанцией проводим проверку, но в основном предпринимателей, которые работают законно. Стихийных торговцев предупреждаем, но сегодня он убежал, а завтра пришел снова
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Метро |
Станции и объекты метро: | "Індустріальна" |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.