Новости. У метростроителей вновь возникли проблемы с финансированием

Газета "Время", 15.08.2002.

Прошлый год для харьковских метростроителей выдался весьма удачным. Освоено 30 миллионов гривен - ровно столько, сколько за пять предыдущих лет. Завершены проходческие работы, пройдены тоннели, продолжен монтаж основных конструкций станций...

Но, похоже, нынче для метростроителей снова наступили нелегкие времена. С августа коллектив `Харьковметростроя` перешел на четырехдневную рабочую неделю, а многие его работники вынуждены уйти в неоплачиваемые отпуска. Что же случилось?

- Опять возникли перебои с финансированием, - говорит начальник отдела приемки выполненных работ дирекции строящегося Харьковского метрополитена Владимир Ковалев. - В нынешнем году, в соответствии с намеченной программой, предполагалось освоить сорок миллионов гривен. Утвержденный лимит финансирования - 21 миллион. Фактически же сегодня получено лишь 15,6 миллиона. Из них шесть ушло на погашение ранее взятых в банке кредитов. Оставшихся денег нам, естественно, недостаточно.

Сейчас основные силы метростроителей сосредоточены на сооружении двух станций - `Ботанический сад` и `23 Августа`. Но темпы работ не радуют. Если учесть, что в прошлом году строители неплохо раскрутились и набрали обороты. Но в самый неподходящий момент им, как говорится, подставили подножку.

В результате сегодня отстает от графика укладка монолитного бетона и тем самым упускаются лучшие сроки для ведения этих работ. Если их не наверстать в августе-сентябре, то так называемые `мокрые процессы` перейдут на зиму, а это приведет к дополнительным затратам на строительство. Скажем, на тот же нагрев бетона. Да и замерзшими пальцами в мороз строителям намного труднее будет вязать арматуру.

По той же финансовой причине остановлены путевые работы в тоннелях. Хотя в прошлом году полотно было проложено на восьмистах метрах. С мая полностью `застопорилась` проходка тоннелей на Алексеевке. И это сейчас одна из самых серьезных проблем. Во-первых, нарушается технологическая последовательность строительства. Нужно готовить фронт работ для новых двух станций, не ожидая августа 2004 года. Во-вторых, на нынешнем участке проходка тоннелей закончена и проходчиков надо куда-то перебрасывать. Но сделать это из-за дефицита средств невозможно. А потому нет никакой гарантии, что часть проходчиков, оставшись без работы, не уйдет из коллектива. Хотя руководители `Харьковметростроя` пытаются занять их на сооружении станций, укладке монолитного бетона. Но не каждый хочет трудиться на вспомогательных работах. В-третьих, пройденные на Алексеевке выработки надо поддерживать в безопасном состоянии. А на это тоже нужны средства. И чем позже метростроители возобновят здесь проходку, тем больше денег потребует строительство.

Словом, вопросы финансирования выбивают `Харьковметрострой` из рабочей колеи. Сейчас, к примеру, на некоторых объектах нужно монтировать оборудование. В частности, вентиляторы главного проветривания и металлоконструкции затворов. По технологии их следует устанавливать в процессе монтажа основных железобетонных конструкций вентиляционных комплексов и станций. Но это оборудование еще не закуплено. Как, впрочем, и остальное. Из запланированных 8 млн. грн. на его приобретение не израсходовано ни копейки. Если же дирекция строящегося метрополитена начнет приобретать оборудование из тех средств, что у нее есть, то останутся без работы строители.

Все это вместе взятое и заставило дирекцию строящегося метрополитена совместно с руководством `Харьковметростроя` обратиться в областную государственную администрацию и вновь поставить вопрос о финансировании строительства. Сегодня к запланированным средствам на 2002 год, по словам Владимира Ковалева, не мешало бы добавить еще десять миллионов гривен. Тогда можно будет войти в график и выполнить предусмотренный программой цикл работ. Но сможет ли их сегодня найти область?

Председатель Харьковской облгосадминистрации Евгений Кушнарев прилагает немало усилий для поддержки метростроителей. И не только за счет средств местного бюджета. В нынешнем году он обратился в Кабмин с просьбой увеличить финансирование на строительство харьковского метро. Через некоторое время из Минэкономики пришел ответ с разрешением перебросить ранее выделенные области бюджетные средства на строящиеся объекты подземки. Но если это сделать, то сразу же возникнут вопросы с финансированием строительства социальной сферы по всей Харьковщине. А это, естественно, не выход. В то же время без дополнительных средств многие работы на станциях `Ботанический сад` и `23 Августа` останутся не выполненными и могут перейти на будущий год.

Означает ли это, что установленный на июль 2004-го пуск двух новых станций может быть сорван? В `Харьковметрострое` драматизировать ситуацию не собираются. Заместитель председателя правления `Харьковметростроя` Валерий Янсон считает, что строительная готовность объектов сейчас очень высокая и если во втором полугодии нынешнего и в 2003 году будет увеличено финансирование, никаких переносов не будет.

Как говорится, дай-то Бог! Но кто сегодня может гарантировать, что в новом году средства будут поступать лучше, чем в нынешнем? Тем более, что в последующие два года, согласно программе, предстоит освоить почти 80 миллионов гривен. А их надо еще получить, успеть закупить оборудование и смонтировать его. И кроме того, создать задел для дальнейшей работы коллектива на участке до станции `Проспект Правды`. Иначе после успешного пуска нынешних двух станций `Харьковметрострой` может вообще оказаться без работы.

В этой ситуации можно только позавидовать киевским метростроителям, которые почти ежегодно осваивают около 150 миллионов гривен. Поэтому строительство столичной подземки процветает. Только за последние десять лет там было введено 11 новых станций. А в Харькове последние станции ввели семь лет назад. Да и то с двухлетней задержкой.

Конечно, пуском двух новых станций строительство харьковской подземки не закончится. Метростроители, естественно, пойдут дальше. В сторону Алексеевки. Однако ранее намеченный на 2007-й год срок ввода станций `Интернациональная` и `Проспект Правды`, все уже понимают, нереальный. Ведь на новом участке предстоит освоить несколько сотен миллионов гривен. При нынешних темпах финансирования и строительства - это вряд ли возможно.

О продлении метро в сторону аэропорта уже никто и не говорит. Да это и понятно. При таком поступлении средств трудно планировать работы на несколько лет вперед. Именно поэтому дирекция строящегося метрополитена сейчас начинает сдавать земельные участки городу. Держать их дальше не имеет смысла, ибо нет лишних средств на их содержание. Все внимание сейчас сконцентрировано только на пусковых объектах.

Остается сожалеть, что Харьков - второй по величине город в Украине, со вторым по мощности метрополитеном в стране, не получает адекватной поддержки из столицы. Так что жителям Алексеевки, видимо, еще долго придется ездить в сторону центра троллейбусами.

Александр Ильин.

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро
Линии метро:   Алексеевская линия
Станции и объекты метро:   "Ботанический сад", "23-го Августа"

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.