Новости. Новые трамваи и троллейбусы: Дешево и сердито

Газета "Новый день", 14.02.2008.

Власти первой столицы решили всерьез заняться трамвайно-троллейбусным хозяйством. И утвердили Программу развития городского электротранспорта г. Харькова на 2008-2015 годы. За это время планируется приобрести 96 трамваев и 180 троллейбусов. Предпочтение отдадут, вероятнее всего, лизинговым закупкам российской техники.

Смета расходов на выполнение Программы развития городского электротранспорта в этом году составляет 40,5 млн грн. В мэрии решили 25 млн грн. направить на финансовую поддержку коммунального предприятия «Горэлектротранс», 13,5 млн грн. потратить на закупку трамваев и троллейбусов, 2 млн грн. – на приобретение материалов для капитального ремонта трамвайных путей. Как сообщил директор департамента транспорта и связи горсовета Евгений Водовозов, в 2008 году предполагается купить 12 трамваев и 22 троллейбуса, построить 2,1 км трамвайных линий, капитальноотремонтировать 36 трамвайных вагонов, 4,3 км трамвайных путей, 10,5 км контактной сети и 12 км кабельной сети, заменить оборудование пяти тяговых подстанций.

Городские власти констатируют, что дольше с этим нельзя было тянуть. Например, сейчас подвижной состав КП «Гор-электротранс» – это 356 трамваев и 304 троллейбуса. Причем 96,6 % трамваев и 72,4 % троллейбусов полностью отработали свой амортизационный срок и подлежат списанию. Естественно, их нужно заменить на новые. Сейчас городские власти предпочитают не говорить о своих электротранспортных предпочтениях на этот год, но вероятнее всего, снова будет закуплена российская техника. И, скорее всего, по лизинговой схеме. Покупать отечественные трамваи и троллейбусы на условиях Кабмина харьковская мэрия упорно отказывается. Неиспользованные деньги, которые выделялись Харькову на эти цели из госбюджета, уже второй год подряд возвращаются в государственную казну. «Вот посчитайте: за два года мы потеряли 6,2 миллиона гривень. Вместо того чтобы купить 12-13 троллейбусов или 5-6 трамваев. Вот цена такому отношению к проблеме», – говорит вице-губернатор Владимир Бабаев. Однако городские власти уверяют, что потратить эти деньги в срок, до конца года, было невозможно физически: слишком поздно они пришли. Кроме того, местных чиновников не устроило то, что эти деньги можно было потратить только на закупку отечественных троллейбусов и трамваев. А украинская техника, как уверяет Евгений Водовозов, стоит намного дороже, чем российские аналоги: «Нужно покупать качественное. И по каким-то адекватным ценам, – считает он. – Мы же не можем себе позволить покупать только потому, что это украинское, хотя оно втрое дороже...»

В мэрии надеются, что эти деньги, и даже в большем количестве, государство все равно выделит на покупку электротранспорта и в этом году. По словам директора городского департамента бюджета и финансов Татьяны Таукешевой, «ожидаемая сумма субвенции для приобретения вагонов для коммунального электротранспорта составляет 15 миллионов гривень».

Надеются в мэрии и на то, что все-таки смогут договориться с Кабмином об изменении целевого назначения этих средств и направить их на оплату уже взятых в лизинг троллейбусов и трамваев. В прошлом году власти Харькова приобрели в лизинг 90 троллейбусов и 10 трамваев российского производства. Троллейбусы изготовлены на ОАО «Троллейбусный завод» (г. Энгельс, Саратовская обл.), трамваи – на федеральном государственном унитарном предприятии «Усть-Катавский вагоностроительный завод им. С. Кирова» (Челябинская обл.). Стоимость 100 единиц техники составила почти 76 млн грн. (цена одного трамвайного вагона – около 1,3 млн грн., троллейбуса – 678 тыс. грн.). Согласно лизинговому соглашению транспорт должен быть выкуплен в течение пяти лет. Предоплата составит 11 % от его стоимости, то есть 8,4 млн грн., а общая сумма лизинговых платежей – 120,3 млн грн. Евгений Водовозов так объясняет, почему закупались именно российские троллейбусы: «Во-первых, они знакомы и понятны с технической точки зрения, под них «заточена» ремонтная база «Гор-электротранса». Во-вторых, цена их на 200 тысяч ниже, чем любых других. И третье – столько, сколько мы закупили, может за столь короткий срок произвести не каждый завод». Покупкой полностью доволен и мэр Харькова Михаил Добкин: «Новые трамваи и троллейбусы работают пока без каких бы то ни было нареканий. Они не просто удобнее для харьковчан, они еще и дешевле для городского бюджета».

А вот оппозиционеры нынешней городской власти предупреждают, что у лизинговой схемы закупок могут быть неприятные последствия. «Очень возможно, что Харьков может оказаться в состоянии муниципального дефолта, – считает депутат горсовета Елена Стронова. – Потому что в бюджете этого года предусмотрен определенный заем, и подошло время отдавать тот заем, который брал город некоторое время назад». Тем более что в прошлом году городские власти согласились на приобретение 14 коммунальным предприятиям почти 593 единиц спецтехники на общую сумму более 102 млн грн. в кредит или в лизинг. Как коммунальные предприятия собираются рассчитываться за покупку, непонятно, учитывая, что практически все они убыточны. К тому же в этом году мэрия собирается взять рекордный заем – 505 млн грн., и потратить эти деньги на ЖКХ.

Елена ДОСПЕХОВА

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус
Модели ПС:   КТМ-19, ЗИУ-682

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.