Новости. ЛиАЗ-5256
Журнал "За рулем", 01.04.1990.
Неполадки с общественным транспортом ощущает на себе почти каждый из нас. А они во многом вызваны отсутствием в серийном производстве современного, комфортабельного, надежного автобуса большой вместимости. И вот наконец-то ЛиАЗ—677 образца 1967 годе начинает уступать место на конвейере ликинского завода новому ЛиАЗ—5256. Но пока выпущено лишь несколько сот автобусов этой модели, а полностью они вытеснят старые через три-четыре года.
Новая модель своей компоновкой радикально отличается и от прежней модели, и от хорошо известных у нас "Икарусов". У ЛиАЗ—5256 V-образный дизель размещен за задней осью, - как говорят, в заднем свесе. При такой схеме двигатель не лимитирует уровень пола, лучше доступен, а шум и вибрация меньше воздействуют на пассажиров и водителя. Автоматическая трансмиссия избавляет водителя от переключения передач, повторяемого сотни раз в течение смены, помогает быстро и плавно разгонять тяжелую машину, обеспечивает хорошую динамику на загруженных транспортом улицах. Работу водителя облегчают также гидроусилитель руля, эффективные тормоза, хорошая эргономика рабочего места. Сиденье водителя регулируется по высоте, расстоянию от рулевого колеса, углу наклона спинки и жесткости подрессоривания.
Не меньше внимания уделено планировке салона, удобству входа и выхода, эффективности освещения, отопления, вентиляции. Основной вариант автобуса для напряженных городских маршрутов имеет 24 места для сидения и максимальную вместимость 120 человек.
Двухстворчатые двери — поворотного типа с надежным приводом, хорошим уплотнением, увеличенной площадью остекления. В проеме средней двери поручень установлен асимметрично для удобства пассажиров с громоздким багажом или детской коляской.
Система вентиляции комбинированная. В боковых окнах широкие сдвижные форточки, в крыше — три вентиляционных люка, и, кроме того, в нее вмонтированы четыре вентилятора. К водителю свежий воздух поступает через отдельный вентилятор. Обогревают салон четыре отопителя, связанные с системой охлаждения двигателя; еще два - в кабине водители. Не случай сильных морозов предусмотрен дополнительный подогреватель охлаждающей жидкости с автоматическим управлением. Его можно использовать для предпускового прогрева двигателя или отопления салона при неработающем двигателе.
Полагаем читателям, среди которых есть и водители автобусов, небезынтересны другие особенности машины, с которыми конструкторы связывают надежную, эффективную и продолжительную эксплуатацию.
Несущий кузов имеет каркас, выполненный из стальных труб прямоугольного сечения. Опытные образцы подвергли длительным испытаниям на сопротивление крутильным колебаниям, испытывали ударом при наезде, опрокидывании, во всех случаях кузов надежно защищал жизненное пространство в кабине и салоне.
Немало внимания уделено коррозионной стойкости. Так, обшивка кузова по нижнему периметру — из оцинкованного стального листа, крышки люков — из алюминиевого сплава. Подножки, ступеньки, колесные ниши будут изготовлять из пластмасс. Все профили каркаса покрыты изнутри антикоррозионным составом, их стыки и точки сварки защищены герметиками и пластизолями, а днище кузова — битумной мастикой.
На автобусе установлен дизель КамАЗ-7408.10 (специальная модификация), в сравнении с базовым он тихоходнее, но экономичнее, имеет увеличенный крутящий момент, менее токсичен.
В новой машине предусмотрены необходимые меры активной и пассивной безопасности. Автобус оборудован четырьмя автономными тормозными системами. Рабочая — с пневмоприводом, у которого два независимых контура, и тормозными механизмами барабанного типа для всех колес. Стояночная система включает в себя тормозные механизмы заднего моста и их привод от тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами. Управление ею, пневматическое. Эта же система выполняет и функции запасной. Вспомогательной тормозной системой служит гидромеханический замедлитель, установленный в гидромеханической передаче. Управление им — также пневматическое, а режим торможения водитель устанавливает посредством крана. Обеспечению безопасности способствует хорошая обзорность с места водителя.. Предусмотрены наружные зеркала с электрообогревом.
При необходимости пассажиры могут быстро покинуть автобус не только через двери, но и через два аварийных окна и три люка в крыше. В экстренных случаях двери можно открыть как изнутри, так и снаружи кнопками аварийного открывания. Моторный отсек облицован негорючими материалами, а в салоне и в кабине установлены огнетушители. Специальным выключателем на щитке приборов водитель останавливает двигатель, перекрывает подачу топлива, обесточивает автобус и одновременно включает аварийную сигнализацию. В общем, автобус полностью соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН по безопасности.
В дальнейшем планируется освоить его модификации для пригородных маршрутов (45 мест для сидения) м аэропортов, северный и тропический варианты.
Ю.АНДРОНОВ, главный конструктор НТЦ ЛиАЗ
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Автобус |
Модели ПС: | ЛиАЗ-5256 |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.