Новости. Харьковский ретро-трамвай сменил маршрут

Газета "Вечірній Харків", 26.06.2009.

В Харькове стартовал второй экскурсионный сезон ретро-трамвая. В этом году раритетный вагончик «Аннушка» приоткроет своим пассажирам секреты старинных улиц и зданий, расположенных в западной части Первой столицы.

Шумный, но выносливый

Перед отправлением «Аннушки» на трамвайной остановке у Южного вокзала собралось немало любопытных, но проехаться решились немногие. Большинство лишь заглядывали в отреставрированный ретро-салон и уточняли маршрут, а заскочившие на подножку мальчишки и вовсе норовили порулить старинной машиной.

— В управлении этим трамвайчиком нет абсолютно никаких сложностей, потому что здесь ручное управление, — улыбается водитель Василий Морщаков, но «чужаков» к старинным предохранителям и контроллеру старается не подпускать. — Он — очень выносливый. Единственный недостаток — шумный.

Водителем трамвая в харьковском горэлектротрансе Василий Афанасьевич работает с 1972 года. Когда начальник предложил сменить современную кабину на старинную, долго не раздумывал, а сейчас готовит себе на подмену еще трех стажеров.

— В принципе пересаживаться на ретро-трамвай было не страшно, так как долгое время водил старые вагончики, где была подобная кабина. «Аннушку» доверяют только опытным водителям, — подчеркивает Василий Морщаков и отправляется в путь.

Церковь была складом

Экскурсионная программа начинается с Привокзальной площади.

— Сейчас мы выезжаем на ул. Красноармейскую, и слева вы видите изумительное серое здание, которое подарил нам известный архитектор Александр Рженишевский, — рассказывает экскурсовод Наталья Миц. — В Харьков он приехал молодым выпускником Петербургской академии художеств. Именно благодаря его проектам в зданиях появились и передвижные стенки, трансформирующие комнаты, и фонтанчики на лестничных площадках…

Чуть дальше мы проезжаем одну из самых старых пожарных частей города с каланчей. Построенная в 1857 году, она работает и по сей день. Чем дальше мы едем, тем более удивительные факты нам открываются. По Полтавскому шляху, 37 сохранился дом, в котором жила мать Григория Квитки-Основьяненко. А на месте так называемого «круглого» сквера, оказывается, в начале XIX века находилось озерцо, через которое был переброшен мостик.

— А вы знаете, что на небольшом пятачке в конце площади Розы Люксембург, где сейчас стоят светофоры, давным-давно находилось «лобное» место? — спрашивает гид. — Здесь до 1830 года проводились жестокие публичные наказания — преступникам могли отрезать кисти рук, уши, вырывать языки.

Подъезжаем к улице Грековской. В свое время в доме № 9 жил поэт Михаил Кульчицкий, а на противоположной стороне в доме № 12 — композитор Исаак Дунаевский. Чуть дальше видим очень красивую православную церковь. По словам Натальи Викторовны, Гольберговский храм трех святителей — уникальный. Второго такого в Украине не сыскать.

— Дело в том, что фасад этого здания обрамляют звезды Давида, равноконечные греческие и удлиненные католические кресты, — показывает экскурсовод. — Братья-купцы Григорий, Василий и Иван Гольберги пришли к священнику и говорят: «Мы хотим в своем районе построить церковь». Узнав их имена, святой отец посоветовал построить храм в честь трех святых: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Во времена Советской власти эта архитектурная «жемчужина» чудом уцелела, потому что ее переоборудовали под склад церковного имущества, собранного со всего города. Кстати, строительство трамвайной линии — частично тоже заслуга Гольбергов.

Всем известно, что в начале XX века 98% женщин рожали с бабками-повитухами, а не в больницах. Но, наверное, мало кто знает, что первый в Украине роддом появился в начале 20-х гг. именно в Харькове. Он был открыт на улице Братьев Черепановых, 7 на средства врача Ивана Попандопуло, которого большевики чуть позже расстреляли.

Подарок для любимой девушки

— Харьков по духу мне ближе, чем родной Львов, где я выросла, — делится экскурсовод Наталья Миц. — Я с огромным удовольствием изучала и изучаю историю Первой столицы, а то что знаю — могу рассказывать часами.

По словам Маргариты Овсепьян, директора турагентства, арендовавшей у города ретро-трамвай, подготовка к открытию нового маршрута шла целый год. Теперь за 50 минут прогулки пассажиры трамвайчика могут не только услышать интересный рассказ, но и просмотреть фотографии с видами старого города.

— Нынешний тур будет интересен не только харьковчанам, но и гостям Первой столицы, — предполагает Маргарита Алексеевна. — Мы провозим по тем неизведанным улочкам, которые не только богаты архитектурными жемчужинами, но и личностями, которые здесь жили.

Первыми пассажирами ретро-трамвайчика в этом году оказались студенты Александр и Ирина.

— Моя девушка из Киева, а я харьковчанин. Вот решил к ее очередному приезду сделать подарок, — делится Саша. — Я катался на этом трамвайчике впервые и узнал для себя очень много нового, особенно понравилась история о враче, который помогал женщинам.

— Несмотря на то, что я в этом городе бываю довольно часто, таких старых улочек в Харькове еще не видела, — вторит Ира.

Маршрут

Впервые ретро-трамвай вышел на маршрут 1 июня 2008 года. В прошлом году экскурсионный трамвай двигался по маршруту ЦПКиО им. Горького (круг трамвая № 5) — ул. Веснина — ул. Пушкинская — пл. Конституции — ул. Полтавский шлях — Южный вокзал и перевез 1115 человек.

В этом году был разработан новый тур: Южный вокзал — ул. Полтавский шлях — пл. Пролетарская — пл. Рыбная — ул. Грековская — ул.1-й Конной Армии — ул. Октябрьской революции — ул. Гончаровская.

Покататься в старинном вагоне можно каждую субботу и воскресенье, а также в праздничные дни. Начало экскурсий — в 10.00; 11.00; 12.00; 13.00 и 15.00; 16.00; 17.00; 18.00. Стоимость билетов — 20 гривен.

Надежда Шостак

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай
Модели ПС:   Тип "Х"
Единицы ПС:   Вагон типа "Х" #100

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.