Новости. Антиобщественный транспорт или "Дайте мне билет, пожалуйста!"
Интернет-издание ХайВей, 21.06.2008.
Бывали ли Вы в ситуации, когда вы говорили, садясь в пригородный автобус: «Дайте мне билет, пожалуйста!».
Безусловно!
Ну, а дальше события могут развиваться по нескольким сценариям.
Хочу познакомить читателя со своими наблюдениями в этой области. Благо, что возможности для этого имеются.
И так…
Проживаю я в пригороде Харькова: прелести рустикальной жизни (ягоды и фрукты, прекрасные пейзажи и тишина) с лихвой компенсируют напряженный ритм и работу в самом центре Харькова.
Естественно, что для того, чтобы добраться до места работы, я, не имеющая сейчас личного транспорта, вынуждена пользоваться услугами транспорта общественного. В моем случае, это пригородный маршрут «Харьков – Ольшаны».
Не так давно на этом маршруте повысили стоимость проезда на целую 1 грн! Теперь, чтобы добраться из Ольшан в Харьков, я вынуждена платить 5 грн в один конец. Жаль, что государство забыло повысить мне заработную плату в таком же процентном соотношении, в каком оно разрешило повысить стоимость этой услуги (на 25 % от изначальной цены).
Вот и решила я, что с момента повышения принципиально буду брать билет. Раньше как-то не особо обращала внимание на этот факт. Но безбожная обдираловка (иначе это явление я назвать не могу) вынудила пойти на этот, как сейчас модно говорить, не популярный шаг.
И так, я теперь беру на этом маршруте билет…
Желая следовать соблюдению своих прав как потребителя, я, как оказалось, получила за неделю еще и уникальный экспериментальный материал. С которым хочу поделиться и со своими читателями.
Реакция водителя на реплику: «Дайте мне билет, пожалуйста!».
Надобно отметиль, что маршрут «Харьков – Ольшаны» функционирует без кондуктора в салоне. Т.е, проезные документы выдавать должен водитель.
Как только я произносила означенную фразу, то получала определенную реакцию водителя на нее.
Ее я разделю на три вида.
Первая – это удивление. Водитель, явно не привыкший, что его часто об этом просят, - удивлялся. Но билет давал. Спасибо!
Вторая – изысканное хамство. А как иначе можно классифицировать последующие действия водителя? На мою просьбу (вполне законную, между прочим ) выдать мне проездной документ, водитель демонстративно отмерял мне полметра билетной ленты. Причем, не обращая внимания на стоимость. В итоге я получала проездных документов в пригородном транспорте на гораздо большую сумму, нежели официально стоит проезд. Как изволите это понимать? Широкий жест бескорыстия??? Отнюдь! Я его расцениваю именно как изысканное хамство (Типа: «На, подавись!»), которое серьезно публично унижает мое человеческое достоинство. Но кто в нашей стране переживает из-за таких нелепостей? Не обложил матом – и на том спасибо.
Третья ситуация произошла 19.06.2008 г. в рейсе, который прибыл в Ольшаны из Харькова в 19.38. Номерной знак автобуса АХ3947АІ.
К сожалению, я не знаю имени-фамилии водителя: бейджик у него отсутствовал, да и в салоне ничего подобного мне, как потребителю, не сообщалось.
Я, как обычно попросила водителя в Харькове при посадке дать мне билет. В ответ услышала, что у него билетов нет. Закончились!
Замечу, что все это происходило на платформе Диспетчерского пункта "Холодная гора" , диспечер которого (если такой там таки имеется в наличии) не имел права выпускать в рейс автобус, у водителя которого нет билетов!
В качестве другого примера, приведу ситуацию на Автостанции № 2 . там также отправляются пригородные автобусы. Но там водитель не пустит в салон до тех пор, пока пассажир не приобретет в кассе билет. В час пик на платформы к отправляющимся автобусам выходит дежурный кассир и продает билеты прямо у автобуса. Почему на Ольшанском направлении ситуация иная – мне не ведомо. Возможно, что кто-то проводит свои эксперименты?
Я также попросила водителя назвать мне номер телефона его начальства. В ответ услышала, что телефон есть в салоне.
Действительно, в салоне висит надпись, что меня обслуживает ФЛП Бабунц К.Г. и дан номер телефона: (057)718-5975.
Я достала из сумочки мобильный и тут же набрала означенный номер. Каково же было мое изумление, когда в ответ я услыша голос оператора МТС, что по желанию абонента номер изменен!
Браво, ФЛП Бабунц К.Г.! Браво три раза! И закон соблюден (информация в салоне о перевозчике, его координатах - есть) и можно не заморачиваться проблемами пассажиров, если последние решат сообщить о бардаке!
Тогда я позвонила мужу и попросила его выйти встретить меня к автобусу, записать время прибытия и номер автобуса. Он стал свидетелем повторного моего общения с водителем по поводу билета.
Реакция пассажиров на реплику: «Дайте мне билет, пожалуйста!».
Если реакция водителей вполне понятна (сказывается психическое напряжение ритма их работы и жадность на кондуктора владельца автобуса), то реакция самих пассажиров кое в чем для меня стала интересным открытием.
Первая: «А у них билетов нет!».
Вторая: «А, что, должны давать билеты?»
Такие реакции хорошо свидетельствуют, что пассажиры отродясь не держали в руках проездных документов на этом маршруте. Да я и сама это знаю: я стала пользоваться этим транспортом не только сейчас, а всю свою жизнь. После того, как пассажирские автоперевозки по этому направлению были даны на откуп (другого слова не подберу) предпринимателям – и начался весь этот беспредел.
Поэтому и не удивительно, что старшее поколение уже забыло как выглядят билеты в автобусах маршрута «Харьков – Ольшаны», а молодежь – просто этого светлого момента и не помнит.
Третью разновидность реакции на мою просьбу можно назвать хамско-участливо-заботливой и выразить одной фразой как: «О! Выискалась тут. Да водители вынуждены сами покупать запчасти, ремонтировать…». Слава Богу, что меня не вытолкали из автобуса с этими словами…
А если серьезно, то почему меня, как платящего за услуги потребителя, должны интересовать проблемы наемного работника и его барина???
Или я должна проявлять в отношении них благотоворительность в принудительном порядке? Почему???
Я свои деньги зарабатываю и вольна тратить их на свое усмотрение. Покупая услугу, я желаю получить качественную услугу.
Степень правовой безграмотности пассажира опасна для его жизни!
Все это частности.
Но за этим примером стоит огромная проблема: нарушение прав потребителя, как минимум.
Что такое билет в автобусе и какова его роль?
Билет – это проездной документ, подтверждающий приобретенную услугу.
Согласно украинскому законодательству, все пассажиры у нас автоматически страхуются на случай внештатных дорожных ситуаций.
«Не дай Бог!» - скажет читатель.
«Все под Богом ходим!» - отвечу я.
Особенно учитывая факты нарушения водителями этого маршрута правил безопастности пассажирских перевозок.
Отмечу, что на этом маршруте работают автобусы: ПАЗ-3205 и ПАЗ-4234.
Схема салона автобуса ПАЗ-4234. Схема салона автобуса ПАЗ-4234. В салоне находится возвышенность, в которой помещен мотор (прошу прощения за неквалифицированное описание, но я не специалист в этой области). Частенько в машинах нет одного или двух сидений. Тогда на моторную возвышенность садятся люди (!!!) спиной к направлению движения!
А теперь представим, что на трассе возникла внештатная ситуация и водитель применил эскренное торможение… Соблюдая законы физики, пассажиры, сидящие на моторной части могут вылететь через лобовое стекло…
Дальше, в смысле последствий, можно рисовать себе разное…
И не дай Бог, чтобы потом пришлось себя лечить.
Да, вспомнит пассажир, а я ведь был застрахован (допустим, что соответствующими органами авария была правильно зафиксирована). И мне положена страховка.
Но ее можно не получить, если не будет предоставлен билет!
Да-да, мои дорогие земляки! Этот маленький клочок бумажки, который вам не дают, а вы его и не просите.
Я бы рекомендовала всем хорошо изучить закон «О защите прав потребителя», некоторые положения Цивильного кодекса Украины и других законов… Ибо, в случае серьезных проблем, вам прийдется самим решать свои проблемы (а медицина у нас – удовольствие не из дешевых!) и ни один суд не вынесет решение в вашу пользу.
Попутно, я бы хотела, чтобы вы знали также, что все билеты (новый рулон) должны быть обязательно зафиксированны определенным образом в специальной книге выдачи. И если происходит беда (вот почему всегда билеты сохраняются до конца маршрута не зависимо от того, самолетный это билет, железнодорожный или же билетик из автобуса «Харьков – Ольшаны»), то по номеру можно легко определить на какой машине выдавались эти проездные документы, когда…
А с такими нарушениями правил перевозок пассажиров в автобусах ФЛП Бабунца К.Г. подобные знания могут весьма быть полезными.
Кстати, не припомню я и контроля перевозок пассажиров со стороны ГАИ. Наверное, у них тоже есть заботы поважнее…
Но все зависит только от нас с вами: будем ли мы защищены или же будем позволять на нас наживаться всевозможным делкам.
Есть и другая сторона у этой проблемы.
Я уже выше отмечала, что не помню, чтобы диспечера хотя бы как-то контролировали пассажиропоток при посадке. Видимо, они заняты более важными делами…
Как контролируют перевозчиков те, кто выдает им лицензии? Складывается впечатление (лично у меня), что абсолюбно никак.
Есть у нас Комитет по организации и проведению конкурсов по перевозке пассажиров автотранспортом в Харьковской области, который проводит так называемые конкурсы (Кто и когда из нас слышал о том, как они собственно проходят?) для перевозчиков.
Вот пример одного официального объявления.
До уваги власників автотранспорту!
Комітет з організації та проведення конкурсів на перевезення пасажирів автомобільним транспортом в Харківській області
ОГОЛОШУЄ КОНКУРСИ
на право здійснення перевезень пасажирів на приміському та міжміському внутрішньообласному автобусних маршрутах загального користування (об’єкти конкурсів), які відбудуться 6 березня 2006 року
Приміському автобусному маршруті:
Дергачі(АС) – Руська Лозова через окружну дорогу
Вид та марка рухомого складу - автобус малої місткості (мікроавтобус)
Кількість рухомого складу, що працює на маршруті - 1
Примітка - щоденне обслуговування
Міжміському внутрішньообласному автобусному маршруті:
Харків (АС –2) – Шарівка
Вид та марка рухомого складу - автобус середньої або великої місткості з м’якими сидіннями
Кількість рухомого складу, що працює на маршруті - 1
Примітка - щоденне обслуговування
Замовник перевезень: Головне управління промисловості, транспорту і зв’язку Харківської обласної державної адміністрації.
Умови перевезень:
– використання на законних підставах достатньої кількості рухомого складу відповідного класу;
– наявність необхідної кількості резервного рухомого складу відповідної місткості;
– виконання рейсів не менше 96 % від запланованих на приміському маршруті, не менше 97 % від запланованих на міжміському маршруті;
– перевезення громадян пільгових категорій згідно з чинним законодавством;
– забезпечення виконання вимог чинного законодавства, що регулює роботу автомобільного транспорту;
– дотримання трудового законодавства України, забезпечення належних умов праці;
– робота перевізника за договором з замовником;
– відправлення (прибуття) автобусів тільки з автовокзалу чи автостанції, а у разі їх відсутності – із зупинок, передбачених розкладом руху;
– наявність у претендента умов для зберігання, ремонту і технічного обслуговування транспортних засобів, проведення передрейсового медичного обстеження водіїв та технічного огляду автобусів.
Згідно із ст. 45 Закону України "Про автомобільний транспорт" до участі в конкурсі допускаються перевізники, які на законних підставах використовують у достатній кількості автобуси відповідного класу.
Перелік документів, які претендент подає конкурсному комітету, визначені ст. 46 Закону України "Про автомобільний транспорт" і Порядком проведення конкурсу на перевезення пасажирів на автобусному маршруті загального користування, затвердженим постановою Кабінету Міністрів України від 29 січня 2003 р. № 139.
Не пізніше 15 березня 2006р. переможець подає замовнику перевезень для затвердження розклад руху та паспорт маршруту, погоджені з відповідними органами.
Засідання конкурсного комітету відбудеться 6 березня 2006 року. Початок засідання об 11 год. за адресою: Держпром, 3 під’їзд, 4 поверх, зала засідань Головного управління промисловості, транспорту і зв’язку облдержадміністрації. Документи для участі у конкурсі подаються секретарю конкурсного комітету до 9 год. 6 березня 2006 року за адресою: м. Харків, пр. Гагаріна, 129, кімната 212. Документи, які надійшли після встановленого строку, не приймаються та не розглядаються.
Плата за участь у конкурсі 775 грн. (за один об’єкт конкурсу) перераховується на рахунок державного підприємства "Харківавтотранссервіс", код ОКПО 21212634, р/р 260010628241 в ХФ АБ "Експрес–Банк" м. Харкова, МФО 350716 з поміткою "За участь у конкурсі".
За довідками звертатися до державного підприємства "Харківавтотранссервіс" (61035, м. Харків, пр. Гагаріна, 129, тел. 737–43–96, 737–35–47).
Конкурсний комітет
Обратите внимание, что в этом тексте нет ничего, что связанно с нами, пассажирами! Нет ссылки на соблюдение закона «О защите прав потребителя», нет заявленного контроля за ценообразованием проезда… Документ носит сугубо чиновничье-формальный характер!
Но ведь это крайне важные вопросы. Но, возможно, они записаны в подробном договоре между «Харьковавтотранссервисом» и подрядчиком? Кто-то видел полный такой договор, уважаемые читатели? Я лично нет.
Могу предположить, что в таком договоре все точно также прописано формально.
Поэтому перевозчик и подымает цену проезда на завышенный процент: ведь никто не контролирует его да и никогда делать этого не собирался.
Удобно!
Вместо лирического заключения.
Вот так, я получила для себя массу вопросов.
Из-за маленького клочка бумажки!
Есть еще один вопрос. Что по поводу такого беспредела думает Антимонопольный комитет? Ведь «Харьковавтотранссервис» для Харьковщины – монополист пригородных перевозок. По сему – что хочу, то и ворочу. Все его подрядчики – звенья этой же цепи. Чтобы это понять не надо иметь семь пядей во лбу.
Когда задумываешься обо всем этом – становится противно. Это всего лишь одно звено системы нашего государства. Государства, которому безразлично свое население…
Тетяна Крупа, вільний журналіст "ХайВей"
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Автобус |
Пригородные маршруты: | №1152 Харків - Вільшани |
Перевозчики: | ФОП Бабунц К.Г. |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.