Трамвай. Подвижной состав. Т3-ВПА

ОписаниеФотогалерея (153)Новости по теме (21)

История модели

Трамвайный вагон Т3-ВПА выпускался в 2008-2009 годах коммунальным предприятием «Харьковский вагоноремонтный завод» (КП «ВАРЗ»). Профильной деятельностью завода, созданного в 2007-ом году на базе упраздненного Коминтерновского трамвайного депо, являлся капитальный ремонт трамвайных вагонов и троллейбусов. Идея сборки трамваев на предприятии появилась вскоре после его создания. Сначала речь шла о сотрудничестве с Петербуржским трамвайно-механическим заводом (ПТМЗ) с целью крупноузловой сборки в Харькове вагонов российского производства. Но в дальнейшем на «ВАРЗе» решили попробовать силы в создании собственного вагона.

За основу был взят кузов чехословацкого трамвая Tatra-T3. Эта модель, выпускавшаяся до конца 80-х годов прошлого века, является одной из наиболее массовых на постсоветском пространстве и составляет основу трамвайного парка Харькова. В новом же вагоне от привычной харьковчанам «Татры» остались лишь элементы кузова - оборудование вагона полностью отвечает современным требованиям. В частности, впервые в Украине на трамвайном вагоне был применен асинхронный электропривод переменного тока.

Сборка первого вагона была начата в 2008 году. 27 февраля 2009 года он был представлен руководителям города и журналистам в ходе презентации на территории завода. Трамвай харьковского производства получил наименование Т3-ВПА (Т3 – индекс модели чешского трамвая, чей кузов послужил основой для харьковской разработки, ВПА - «Вагон Пассажирский Асинхронный»).

В июне 2009 года, после прохождения необходимых испытаний и сертификации новой модели, первый трамвайный вагон Т3-ВПА приступил к работе с пассажирами в Харькове. До конца года было построено еще три вагона этой модели, после чего производство было остановлено.

В заключение стоит отметить, что Т3-ВПА отнюдь не являются первыми трамваями, собранными в нашем городе. В далекие 50-е вагоноремонтный завод ХТТУ наладил сборку прицепных вагонов типа «М», благодаря которым удалось улучшить обслуживание транспортом харьковчан на рубеже 50 – 60-х годов прошлого века

Техническое описание

Т3-ВПА – четырехосный трамвайный вагон, созданный на основе трамвайного вагона Tatra-T3. Однако Т3-ВПА значительно отличался от своего предшественника как внешне, так и по установленному оборудованию. Вагон был оборудован комплектом тягового оборудования «Процесс-2», включавшим в себя асинхронные двигатели переменного тока и транзисторно-импульсную систему управления. Последняя позволяла экономить до 25% электроэнергии по сравнению с Tatra-T3. За ее работой следил встроенный бортовой компьютер, монитор которого был расположен на пульте управления водителя. Статический преобразователь для понижения напряжения вспомогательных электрических цепей позволял значительно снизить уровень шума в салоне, по сравнению с моделью Tatra-T3, оборудованной мотор-генератором. Электрооборудование вагона было размещено в отдельном шкафу за перегородкой кабины водителя, что упростило его обслуживание.

Трамвай Т3-ВПА имел современный дизайн благодаря установке оригинальных стеклопластиковых передней и задней масок, а также дверей поворотного типа. Вагон был оборудован электронным программируемым маршрутным указателем. Интересно, что табло в передней и задней масках было установлено в нижней части застекленного пространства, что являлось довольно необычным местом размещения маршрутоуказателя.

Сиденья в салоне имели консольное крепление, что облегчало уборку салона. Для освещения салона были применены люминесцентные лампы, размещенные на скатах потолка. Была улучшена также система отопления салона: установлены современные инфракрасные углеродные отопительные элементы.

В создании нового харьковского трамвая, помимо КП «ВАРЗ», принимали участие харьковские предприятия «Горэлектротранс», Завод «Электротяжмаш», МК «Энергосбережение», а также НИКТИ городского хозяйства (Киев) и ЗАО "Фирма ЭПРО" (Санкт-Петербург).

T3-ВПА в Харькове

Первый вагон Т3-ВПА поступил в Салтовское трамвайное депо в июне 2009 года и вскоре начал перевозить пассажиров по 5-ому маршруту. Вагон получил номер 4110. Еще три вагона Т3-ВПА поступили в Салтовское депо осенью 2009 года. Их нумерация была продолжена в убывающем порядке: ## 4109-4107.

Вагоны Т3-ВПА ## 4109 и 4110 были окрашены в красный цвет с черной вставкой на уровне окон, а ## 4107 и 4108 – в зеленый цвет с белой вставкой. На обоих бортах всех четырех вагонов были нанесены герб Харькова, эмблема футбольного чемпионата Евро-2012, а также поздравительные надписи: «К 355-летию Харькова от КП «ВАРЗ» и ХКП «Горэлектротранс» - по правому борту между первой и второй дверьми, «Родному городу – экологически чистый транспорт!» - по левому борту.

Трамваи Т3-ВПА работали на ряде маршрутов Салтовского трамвайного депо, в частности №№ 5, 8, 16, 16А, 27. Из-за проблем с поставкой запасных частей вагоны постепенно были отставлены от эксплуатации. Так, "первенец" КП "ВАРЗ", ТЗ-ВПА #4010, был отставлен от эксплуатации уже в 2012-м году, два других вагона, ##4107 и 4108, перестали выезжать на линию в 2016-м году.

Единственным эксплуатировавшимся вагоном Т3-ВПА долгое время оставался #4109. В 2018 году ему был проведён средний ремонт, в ходе которого было восстановлено электронное оборудование. Окраска вагона была унифицирована с новыми харьковскими полунизкопольными вагонами Т3-ВПНП. К сожалению, вагон Т3-ВПА #4109 был уничтожен в марте 2022 года прямым попаданием реактивного снаряда во время обстрела Салтовского трамвайного депо российскими оккупантами.

(с) Андрей Бутковский, 2022

В статье использована информация, предоставленная администрацией КП "Харьковский вагоноремонтный завод".



Техническая характеристика вагона Т3-ВПА:

Габаритные размеры
Длина кузова вагона, мм14000
Ширина кузова вагона, мм2500
Высота крыши вагона над верхом головки рельса, мм3060
Высота от пола до потолка в проходе, мм2400
Высота дверного проема в свету, мм1300
База вагона, мм6400
База тележки, мм1900
Диаметр колеса, мм700
Масса и наполняемость вагона
Масса вагона при максимальной загрузке, кг29000
Количество мест для сидения30
Скоростные характеристики вагона
Максимальная скорость вагона, км/часне менее 55
Время разгона вагона до скорости 40 км/час, с 16
Максимальное ускорение, м/с21.8
Максимальный преодолеваемый уклон, ‰90
Тяговые электродвигатели
Тип тягового двигателяТАД 21
Мощность тягового двигателя, кВт50
Количество тяговых двигателей4
Максимальная частота вращения, об/мин4000
Напряжение питающей сети, В467
Коэффициент полезного действия, %91.7
Масса, кг350
Основные элементы комплекта тягового электрооборудования
Тяговый преобразовательБСПТ-180
Блок тормозных резисторовБРТ-16-02
Реактор для уменьшения радиопомехГИК-8Д
Блок бортового электропитанияББЕ (на основе ИПТ-820/28-210)
Блок защитный измерительныйБ3I-02