Автобус. Подвижной состав. ПАЗ-4234

ОписаниеПригородные маршрутыФотогалерея (163)Новости по теме (6)

Работает на пригородных маршрутах: 602, 1152. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ООО "Авто-ОВИ", ФЛ-П Бабунц К.Г.

История и описание модели

История создания автобуса модели ПАЗ-4234 чрезвычайно любопытна. В 2002 году на Курганском автобусном заводе (КАвЗ) в порядке эксперимента был удлинен кузов автобуса ПАЗ-32053 путем вставки дополнительной секции. Этот автобус был представлен курганцами во время празднования 70-летия ПАЗа. Павловцам идея понравилась, и в рекордно короткие сроки была создана проектная документация на удлиненный ПАЗ. Модель, получившая название ПАЗ-4234, была запущена в серийное производство весной 2003 года.

ПАЗ-4234 оснащен дизельным двигателем ММЗ-245.9 мощностью 136 л.с. Тормоза барабанного типа с двухконтурным пневматическим приводом и антиблокировочной системой фирмы "Кнорр Бремзе". Эта же фирма поставляет и компрессор. Отрицательной особенностью конструкции автобуса является жесткая рессорная подвеска. Из-за увеличившейся по сравнению с ПАЗ-3205 вместимостью салона ПАЗ-4234 относится к автобусам среднего класса. Раздельные сидения рассчитаны на 30 посадочных мест, общее количество мест в салоне - 50.

В начале 2007 года была проведена модернизация автобусов модельных рядов ПАЗ-3205 и ПАЗ-4234. Осуществлен комплекс мероприятий по повышению надежности и ресурса автобуса, улучшена эргономика рабочего места водителя. Изменениям подверглась и внутренняя отделка салона - появилась неполная перегородка кабины водителя, винилискожаная обшивка сидений, серая пластмассовая облицовка салона, защитные планки на пассажирских дверях. Автобусы получили также новую заводскую окраску - бежевый, салатный или светло-серый цвет кузова с различными полосками по бортам.

Модификации автобуса ПАЗ-4234

  • ПАЗ-4234(00) - Автобус в стандартной комплектации с двумя автоматическими дверьми.
  • ПАЗ-423401 - Автобус в стандартной комплектации с одной автоматической и одной аварийной дверью.
  • ПАЗ-423402 - Автобус улучшенной планировки (все сидения стоят по ходу автобуса) с двумя автоматическими дверьми.
  • ПАЗ-423403 - Междугородный автобус с салоном улучшенной планировки (регулируемые сидения и багажные полки) с одной автоматической и одной аварийной дверью.
  • ПАЗ-423404 - Автобус, оснащенный двигателем Cummins с двумя автоматическими дверьми.
  • ПАЗ-423405 - Автобус, оснащенный двигателем Cummins с одной автоматической и одной аварийной дверью.
  • ПАЗ-423470 - Школьный автобус, запущенный в производство с октября 2006 года, оборудован тремя ступеньками вместо двух, а также дополнительной выдвижной четвертой ступенькой. Сиденья с полумягкой высокой спинкой и ремнями безопасности, у каждого места установлена кнопка сигнала водителю. В заднем свесе располагается отсек для рюкзаков школьников.

ПАЗ-4234 в Харькове

Первый автобус модели ПАЗ-4234 появился в Харькове летом 2003 года. Он был приобретен ОАО "АТП-16330" в качестве пробного образца и начал свою работу на пригородном маршруте №1182 "Харьков - Новый Высокий". От прочих машин этой модели автобус (гос.н. 004-99 ХА) отличается нестандартной заводской окраской - белый с двумя желтыми полосами ниже оконной линии и одной желтой полосой по "юбке". По всей видимости в эксплуатации автобус показал себя хорошо, так как в сентябре того же 2003 года АТП-16330 приобрело еще полтора десятка автобусов ПАЗ-4234. Эта партия была покрашена полностью в желтый цвет; в дальнейшем в Харьков автобусы ПАЗ-4234 желтого цвета не поступали. Автобусы вышли на 152-ой маршрут, где ранее работали автобусы марки Ikarus. Впрочем, со временем там стали работать "Богданы" а ПАЗ-4234 АТП стало выпускать преимущественно на пригородные маршруты и изредка - на городские №№ 46 и 123.

В 2004 году автобусы ПАЗ-4234 приобрели еще несколько перевозчиков, среди которых ОАО "АТП-16330", ООО "Джерела" (маршрут 281) и ЧП Рудяк (маршрут 213). В 2004-ом и в начале 2005 года стандартной заводской окраской для автобусов ПАЗ-4234 была белая с голубой и синей полосой по "юбке" и рисунком в форме "клякс" голубого и синего цвета по бортам автобуса (в другом, менее распространенном варианте окраски, синий и голубой цвета заменены желтым и зеленым). В середине 2005 года "кляксы" были заменены одной узкой полоской голубого или зеленого цвета чуть ниже оконной линии. Так автобусы окрашивались вплоть до рестайлинга 2007 года.

В 2005-2009 годах автобусы ПАЗ-4234 появились в автопарке еще нескольких перевозчиков, среди которых ОАО "АвтоОВИ", ФЛП Бабунц, ФЛП Билюк, ФЛП Ведмедеря, ФЛП Застеба, ООО "Статус-Авто", ЧП "Транс-сервис". Частный предприниматель Сокол, не имевший собственных маршрутов, приобрел несколько автобусов ПАЗ-4234 в 2005-2006 годах. Эти истекшие пять лет эти машины успели поработать на нескольких маршрутах различных перевозчиков, от 119-го (ОАО "АТП-16327") до 168-го (ДП "Автосервис" АОЗТ КДСК). Но все-таки количество автобусов ПАЗ-4234 в Харькове все равно оставалось заметно меньшим, чем ПАЗ-3205. В 2009 году от эксплуатации ПАЗ-4234 отказалось ОАО "АТП-16330", а в 2011 - ЧП "Джерела". Большинство автобусов, принадлежавших этим фирмам, было выставлено на продажу.

Ряд автобусов ПАЗ-4234 работают в нашем городе в качестве служебных автобусов (например, служебные автобусы завода "Свет Шахтера" и Коксового завода). Также ПАЗ-4234 используются в качестве школьных, впрочем, достаточно редко. К примеру, один из автобусов этой модели развозит детей харьковской частной школы Бойко.

В районах Харьковской области ПАЗ-4234 появились значительно позднее, чем в областном центре. В 2006 году два автобусы были приобретены дергачевским ОАО "АТП-16351". Работали они преимущественно на 159-ом маршруте. Сейчас одна из машин принадлежит золочевскому ООО "Восток". Автобусы ПАЗ-4234, принадлежащие ДП "Аскания", работают на маршрутах, связывающих Харьков с Печенежским и Великобурлуцким районами. Эксплуатируются ПАЗ-4234 и на городских маршрутах Лозовой и Купянска. А на межобластном маршруте Харьков-Краснополье можно встретить автобусы пригородной модификации ПАЗ-423403 с номерными знаками Сумской области.

© Андрей Бутковский, 2011

Источники:

  1. Страница о ПАЗ-4234 на сайте компании "Плюс-Автотранс";
  2. Информация от пользователей www.rcforum.ru.


Техническая характеристика автобуса ПАЗ-4234:

Габаритные размеры
Длина, мм 8165
Ширина, мм 2500
Высота, мм 2960
Колесная база, мм 4345
Передняя колея, мм 1940
Задняя колея, мм 1690
Дорожный просвет, мм 264
Ширина проема пассажирской двери, мм 726
Высота потолка в салоне, мм 1962
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 5860
Полная масса автобуса, кг 9485
Количество мест для сидения 30
Общее количество мест 50
Двигатель и КПП
Марка двигателя ММЗ-245.9
Тип дизельный
Количество и расположение цилиндров 4 R
Рабочий объем, л 4,75
Максимальная мощность, л.с. 136 (при 2400 об/мин)
Максимальный крутящий момент, Нм 449 (при 1300 об/мин)
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 5
 
Рулевое управление МАЗ-64229 с гидроусилителем руля
 
Подвеска колес  
передняя: зависимая, рессорная с 2 амортизаторами
задняя: зависимая, рессорная, с корректирующими
пружинами и 2 амортизаторами
 
Тормозная система  
рабочая: пневматический двухконтурная с разделением
на контуры по осям, тормозные механизмы
всех колес - барабанные, ABS.
запасная: один из контуров рабочей тормозной системы
стояночная: привод от пружинных энергоаккумуляторов к
тормозным механизмам задних колес
 
Вентиляция естественная, через люки и форточки
боковых окон
Система отопления воздушная, использующая тепло системы
охлаждения двигателя и независимого
отопителя
 
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 90
Расход топлива при полной загрузке, л/100 км 25
Емкость топливного бака, л 105
Минимальный радиус разворота, м 8,7
Шины 8,25R20