Трамвай. Подвижной состав. Tatra-T6A5

ОписаниеПеречень маршрутовСхема маршрутовФотогалерея (351)Новости по теме (10)

Работает на маршрутах: 6, 12, 20. [ Подробный перечень... ] [ Схема... ]
Обслуживаемых подразделениями: КП "Жовтневе трамвайне депо", КП "Салтівське трамвайне депо"

История модели

Трамваи модели Tatra-T6A5 выпускались компанией ČKD Tatra в 90-е годы для транспортных предприятий Чехии и Словакии. По своему оборудованию вагоны во многом аналогичны модели T6B5, выпускавшейся с 1983 года для СССР, однако имеют другие габариты кузова, идентичные габаритам вагонов Tatra-T5C5, производившимся в 1978-1984 гг. для Будапешта. Необходимость изменения габаритов кузова вагона была вызвана особенностями трамвайной сети чешских и словацких городов, для которых вагоны T6B5 окзались слишком громоздкими и не вписывались в габариты трамвайных линий. Именно по этой причине выпуск устаревших Tatra-T3SUCS для Чехословакии продолжался до 1989 года, в то время как модификация T3SU для СССР была снята с производства в 1987 году.

Кузов вагона Tatra-T6A5 более короткий по сравнению с кузовом Tatra-T6B5, однако ширина обоих вагонов одинакова. Тем не менее, визуально модель T6A5 выглядит более узкой, чем модель T6B5, за счет скошенных концов кузова, и, как следствие, более узких торцов вагона.

Вагоны Татра-Т6А5 закупались в 90-е годы пятью городами Чехии и Словакии:

- Братислава (1991-1997 гг, 56 вагонов)

- Кошице (1992-1993 гг, 30 вагонов)

- Острава (1994-1998 гг., 38 вагонов)

- Прага (1995-1997 гг., 150 вагонов)

- Брно (1996 г., 20 вагонов)

Первые серии вагонов Tatra-T6A5 мало отличались по комплектации от вагонов T6B5: они имели аналогичные сиденья, двери, компоновку и дизайн салона. Как и Tatra-T6B5, вагоны 1991-1994 гг. выпуска были оборудованы тяговыми двигателями ТЕ-023. С 1995 года T6A5 стали комплектоваться тяговыми двигателями ТЕ-026и двустворчатыми прислонно-сдвижными дверями. Вместо сдвижных форточек, типичных для вагонов Т6В5, появились более узкие, откидные. Также изменился дизайн салона и появились более комфортабельные сидения с тканевой обивкой. Новшествами на вагонах поздних серий стали кондиционер кабины водителя и электронные маршрутоуказатели.

Помимо серийных вагонов с ТИСУ TV3 ČKD Tatra создала несколько экспериментальных вагонов на базе модели Tatra-T6A5. Так, в 1997 году в Праге проходили испытания опытные вагоны с ТрСУ TV14 (бортовой #0030) и ТИСУ TV30 (бортовой #0032). Вагон #0030 также использовался для тестирования шумопоглощающих технологий в конструкции тележек. В апреле 2004 года оба вагона были приобретены компанией Pars Nova. После установки оборудования, унифицированного с серийными вагонами Tatra-T6A5, они были проданы Братиславе в конце 2005 года.

В 1998 году был собран опытный вагон Tatra-T6A5.3 с тележками вагона Tatra-T3 и ТрСУ TV14. Предполагалось, что серийное производство подобных вагонов с использованием ходовых частей списаных Tatra-T3 значительно снизит их стоимость и позволит обновить парк пражских вагонов. Однако Транспортное предприятие Праги выбрало более дешевый вариант модернизации вагонов Tatra-T3 с сохранением исходного дизайна легендарной "т-тройки" (Tatra-T3R.P) Вагон Tatra-T6A5.3 остался в единственном экземпляре, поступил на баланс Транспортного предприятия Праги и получил бортовой номер #8600. Из-за недостатков конструкции он был списан уже в 2010 году.

В 2016 году пражские вагоны Tatra-T6A5, возраст которых достиг 20 лет, стали выводить из эксплуатации. Причиной этому стало не техническое состояние вагонов, а высокий уровень пола в салоне. К началу 2021 года Транспортное предприятие Праги полностью прекратилo эксплуатацию вагонов Tatra-T6A5 на регулярных пассажирских маршрутах, оставив лишь три вагона для работы на музейной линии №23. Большинство из 150 вагонов были распроданы в другие города Восточной Европы. В частности, 55 экс-пражских Tatra-T6A5 были приобретены столицей Болгарии, Софией. Еще 28 вагонов купил чешский город Брно. 27 вагонов поступили в 2016-2021 гг. в Украину. В частности, десять пражских Т6А5 приобрел Харьков, восемь вагонов этой модели поступили в Каменское и семь - в Киев. Еще два вагона, предназначавшиеся для Каменского, были уничтожены в марте 2022 года в результате обстрелов российскими оккупантами Салтовского трамвайного депо, на базе которого эти трамваи проходили капитальный ремонт. А осенью 2022 года Прага отправила 15 вагонов Tatra-T6A5 в качестве гуманитарной помощи Харькову.

Техническое описание вагонов Tatra-T6A5, эксплуатируемых в Харькове

Tatra-T6А5 - четырехосный трехдверный моторный трамвайный вагон, предназначенный для движения в одном направлении. Кузов вагона стальной, цельносварной из прокатных и прессованных профилей с облицовкой из гладкой жести. Облицовочная жесть с внутренней стороны снабжена антикоррозийным и шумопоглощающим покрытием. Пол вагона изготовлен из водостойкой фанеры, на которую наклеено нескользящее резиновое покрытие.

На вагоне Tatra-T6А5 установлено четыре тяговых электродвигателя ТЕ026 мощностью 46.8 кВт каждый. При этом на одной ходовой тележке размещено два последовательно соединенных тяговых двигателя. Трамвай оборудован тиристорно-импульсной системой управления TV3. Для питания низковольтных цепей вагона и подзарядки аккумуляторных батарей используется статический преобразователь ČKD 2-UKSBR-DB. Пуско-тормозные резисторы вынесены в отдельный блок, расположеный на крыше вагона. Предусмотрено три системы тормозов: электродинамический, механический и магниторельсовый.

Система управления позволяет эксплуатировать вагон Tatra-T6А5 как в качестве одиночного вагона, так и в составе поездов по системе многих единиц (СМЕ). Вагон оборудован автоматической трамвайной сцепкой Secheron, в состав которой входит как само сцепное устройство, так и кабели высоковольтных и низковольтных цепей. Токосъем осуществляется полупантографом Stemmann, развернутым в обратном направлении по ходу движения.

Кабина вагона отделена от пассажирского салона остекленной перегородкой со сдвижной дверью. Элементы управления вагоном располагаются на двух пультах в кабине водителя: основном и вспомогательном. Управление трамваем осуществляется при помощи контроллера ручного типа. В кабине имеются также две педали, одна из которых управляет песочницами, а вторая - внешним звуковым сигналом (звонком). Кабина вагона более тесная по сравнению с кабиной Tatra-T6B5 из-за иных габаритов вагона. По этой же причине в вагоне неудачно организован доступ к ряду узлов: например, доступ к низковольтной и вспомогательной высоковольтной контакторной раме возможен только из канавы, что значительно затрудняет обслуживание и оперативный ремонт.

Пассажирский салон вагона Tatra-T6А5 оборудован пластиковыми сиденьями с тканевым покрытием. Входные двери отделены от крайних сидений стеклянными перегородками. Двустворчатые двери прислонно-сдвижного типа с электромеханическим приводом открываются наружу. Высокие окна обеспечивают хороший обзор для стоящих пассажиров. Вентиляция осуществляется естественным образом посредством трех вентиляционных люков на крыше, а также откидных форточек. Салон отапливается электрическими обогревателями, расположеными вдоль боковых стенок вагона. Внутреннее освещение салона осуществляется люминесцентными светильниками. Вагон оборудован информационной системой BUSE, включающей в себя программирующее устройство, передний, боковой и задний электронные маршрутоуказатели и светодиодное информационное табло в салоне.

Tatra-T6A5 в Харькове

В 2016 году Харьков приобрел в Праге 10 вагонов Tatra-T6A5 1995-1996 годов выпуска (## 8607, 8610, 8612, 8618, 8623, 8631, 8634, 8644, 8649, 8729). Первый вагон (#8631) прибыл в Харьков в начале марта 2016 года, до конца этого же года из Праги были доставлены остальные девять вагонов. Все Т6А5 поступили как машкомплекты для капитального ремонта с заменой кузова и электрообордувания харьковских трамваев Tatra-T6B5. Капитальный ремонт включает в себя кузовные работы, а также ревизию оборудования вагона. Оригинальные тележки, рассчитанные на пражскую ширину колеи (1435 мм), были заменены тележками харьковских вагонов Tatra-T6B5 с шириной колеи 1524 мм. Капитальный ремонт вагонов был проведен ООО "Технологии Электротранспорта" на базе КП "Салтовское трамвайное депо".

Первая пробная обкатка вагона Tatra-T6A5 в Харькове (вагон #8623, будущий харьковский #4532) состоялась 10 августа 2016 года. В начале декабря 2016 года четыре вагона (##4532, 4534, 4543, 4556) поступили в КП "Октябрьское трамвайное депо". Пассажирская эксплуатация трамваев Tatra-T6A5 в Харькове началась 6 декабря 2016 года, когда вагон #4532 вышел на 12-й маршрут. В 10-х числах декабря на 6-й маршрут вышли еще три вагона (## 4534, 4543, 4556). Но уже в начале января 2017 года все четыре вагона были переведены из Октябрьского в Салтовское депо. По мере проведения капитального ремонта в начале 2017 года были введены в эксплуатацию еще пять вагонов (## 4519, 4520, 4523, 4547, 4563). Последним, в июле 2018 года, на линию вышел вагон #4553 (бывший пражский #8729).

Полупантографы на всех харьковских Т6А5, кроме 4547, были заменены привычным пантографами уже в первые месяцы их эксплуатации, а вагон 4553 вышел впервые на линию в Харькове уже с пантографом. Это связано в первую очередь, с худшим состоянием контактной сети в нашем городе, по сравнению с Прагой, что приводит к частым поломкам дорогостоящих полупантографов.

До февраля 2022 года вагоны Т6А5 работали на всех маршрутах КП "Салтовское трамвайное депо", кроме 23-го и 26-го, поскольку на последних эксплуатация одиночных вагонов была запрещена. Но все же чаще всего вагоны этой модели можно было встретить на маршрутах №№ 8 и 27.

Большинство вагонов Т6А5 были серьезно повреждены в первые месяцы российского вторжения в Украину в результате обстрела оккупантами Салтовского трамвайного депо. Полностью уцелели лишь два вагона из десяти. Один из них, #4547, не смог доехать до "родного" депо и отстаивался на территории бывшего Коминтерновского депо вместе с вагоном Т6B5 #4535 вплоть до возобновления трамвайного движения в городе в мае 2022 года. Вторым уцелевшим вагоном Т6А5 оказался #4563, который практически доехал до своего депо 26-го февраля, но не смог заехать в открытый парк из-за отсутствия напряжения в сети, и остался стоять на проспекте Тракторостроителей. Лишь по счастливой случайности вагон не был поврежден во время обстрелов окружающей территории. Вагон был эвакуирован с обесточенной линии на Салтовке в июле 2022 года, а в сентябре вышел на 8-й маршрут.

В сентябре 2022 года стало известно, что Прага планирует передать Харькову в качестве гуманитарной помощи 20 списаных трамвайных вагонов, пятнадцать из них - модели Tatra-T6A5 (##8611, 8637, 8658, 8670, 8679, 8682, 8695, 8704, 8711, 8716, 8731, 8739, 8744, 8747, 8748). Новые вагоны поступили в Харьков в течение октября-ноября. Первый вагон новой партии, #8658, вышел на линию уже 10 ноября 2022 года. В отличие от 10 вагонов, поступивших в 2016 году, вагоны второй партии не проходят капитальный ремонт перед началом эксплуатации. По состоянию на декабрь 2022 года вагоны Tatra-T6A5 эксплуатируются преимущественно на маршрутах №№ 6 и 8 и проходят обслуживание в Октябрьском трамвайном депо.

© Андрей Бутковский, 2022



Техническая характеристика вагона Tatra-T6А5:

Габаритные размеры
Длина вагона, включая сцепку, мм 15640
Длина кузова вагона, мм 14700
Ширина кузова вагона, мм 2500
Высота крыши вагона над верхом головки рельса, мм 3145
База тележки, мм 1900
База вагона, мм 6700
Диаметр нового колеса, мм 700
Ширина колеи, мм 1000/1435/1524
Масса и наполняемость вагона (при компоновке салона 1+2)
Масса пустого вагона, кг 18500
Масса вагона при максимальной загрузке, кг 30190
Номинальная вместимость вагона, чел. 116
в том числе:  
мест для сидения 31
мест для стояния (5 человек/м2) 85
Максимальная вместимость вагона, чел. 167
в том числе:  
мест для сидения 31
мест для стояния (8 человек/м2) 136
Тяговые электродвигатели
Тип тягового двигателя ТЕ 026
Мощность тягового двигателя, кВт 46.8
Количество тяговых двигателей 4
Общая мощность тяговых двигателей, кВт 187.2
 
Номинальное напряжение контактной сети, В 600 (+120; -200)
Напряжение цепей управления, В 24