Троллейбус. Подвижной состав. Škoda 15Tr
Описание | Перечень маршрутов | Схема маршрутов | Фотогалерея (142) | Новости по теме (7)
Работает на маршрутах: | 24. [ Подробный перечень... ] [ Схема... ] |
---|---|
Обслуживаемых подразделениями: | КП "Тролейбусне депо №3" |
История модели
Škoda 15Tr является сочлененной -метровой версией троллейбуса Škoda 14Tr. Первые два прототипа Škoda 15Tr увидели свет в 1983 году, всего лишь год спустя после начала серийного производства Škoda 14Tr. Одна из машин испытывалась в городе Пльзень в 1984 году, в то время как вторая не покидала территории завода. В ходе испытаний выявился ряд недостатков новой модели, в т.ч. общая с ранними Škoda 14Tr проблема низкой прочности кузова. На доработку ушло еще 4 года, и в 1987-1988 гг. появились следующие три прототипа. Одна из этих машин проходила испытания на улицах Киева в 1987 году. В отличие от первых двух машин, которые никогда не были в линейной эксплуатации и были порезаны вскоре после испытаний, два из трех прототипов 1987-1988 гг. сохранились до наших дней. Один из них - музейный троллейбус в городе Пльзень, второй же до сих пор находится в линейной эксплуатации в словацком городе Банска-Бистрица.
Серийное производство троллейбусов Škoda 15Tr началось в конце 1988 года, а в начале 1989 года первые серийные машины поступили заказчикам. В 1989-1991 гг. троллейбусы Škoda 15Tr поступали в города Чехословакии и стран Прибалтики. В то же время для традиционных "шкодовских" троллейбусных хозяйств Украины и стран Закавказья новая модель оказалась слишком дорогой на фоне усугублявшегося экономического кризиса в последние годы существования СССР. В Украину новые Škoda 15Tr попали лишь в Киев (45 машин; 1990-1991 г.в.) и Симферополь (6 машин; 1990 г.в.).
В начале 90-х годов Шкода переживает тяжелые времена, связанные с развалом СЭВ и утратой привычных рынков сбыта. Удержаться на плаву помогает расширение географии поставок. Так, 65 троллейбусов Škoda 15Tr было поставлено в 1992 году в столицу Ирана, Тегеран. Несмотря на жаркий климат иранской столицы, троллейбусы не были оборудованы кондиционерами. Интересной особенностью их эксплуатации стало разделение салона на "мужскую" (тягач) и "женскую" половины, согласно законам Ирана. Некоторые машины продолжают работать в Тегеране даже спустя 25 лет, правда, после прохождения модернизации. Еще 11 троллейбусов было поставлено в 1992-1993 годах в венгерский Сегед.
Модернизация одиночной Škoda 14Tr, проведенная в 1995 году, коснулась также и сочлененной Škoda 15Tr. Как и одиночная модель, Škoda 15Tr получила новый дизайн передней и задней маски, электронные маршрутоуказатели и современный дизайн салона. Практически все модернизированные Škoda 15TrM выпущенные в 1995-2004 гг. были приобретены транспортными предприятиями Чехии и Словакии, лишь 10 машин поступили в 1998-2000 гг. в Ригу. Кроме того, некоторые чешские и словацкие перевозчики, осуществляли модернизацию старых троллейбусов Škoda 15Tr по типу Škoda 15TrM.
В конце 90-х годов концерн Škoda и американская корпорация AAI создали совместное предприятие EEI Baltimore по сборке троллейбусов в Балтиморе. Предприятие занималось сборкой троллейбусов на основе кузовов с механическим и электрическим оборудованием, которые приходили в США из Чехии. Помимо крупных партий троллейбусов Škoda 14Tr EEI Baltimore также поставило 33 сочлененных троллейбуса Škoda 15TrSF в Сан-Франциско. Как внешний дизайн, так и салон троллейбуса существенно отличалась от классических Škoda 15Tr. Кроме того, троллейбусы Škoda 15TrSF были оборудованы кондиционером и имели лишь одну дверь в прицепе. Первый троллейбус Škoda 15TrSF был собран в 1999 году в Острове и, в отличие от остальных машин, был полностью укомплектован в Чехии. Остальные 32 троллейбуса были собраны из кузовово первой комплектности в Балтиморе в 2002-2003 гг. Все Škoda 15TrSF в Сан-Франциско были списаны в 2017 году.
С появлением на европейском рынке низкопольных троллейбусов, Škoda 14Tr и Škoda 15Tr стали менее популярными. В июле 2004 года были выпущены последние два троллейбуса Škoda 15TrM, которые, в отличие от предыдущих экземпляров, были оснащены статическим преобразователем SMTK 7.0, и ТрСУ Cegelec на базе IGBT. Эти машины, поставленные в Ческе-Будеёвице, стали не только последними Škoda 15Tr, но и последними троллейбусами выпущенными легендарным заводом в Острове.
Со второй половины "нулевых" годов начался постепенный вывод из эксплуатации и списание троллейбусов Škoda 15Tr в Чехии и Словакии. Несколько б/у машин при этом попали в Сегед, уже имевший опыт эксплуатации Škoda 15Tr, а также в болгарскую Варну, где до этого работали лишь одиночные 14Tr. А с 2011 года начинаются поставки б/у троллейбусов Škoda 15Tr из Чехии и Словакии в Украину. В 2011-2017 гг. троллейбусы этой модели поступили во Львов, Тернополь, Житомир, Ивано-Франковск, Черновцы, Харьков. Следует отметить, что ни в одном из этих городов чешские сочлененные троллейбусы не эксплуатировались ранее. В Украину попали в основном модернизированные троллейбусы Škoda 15TrM; большинство из них прошли капитальный ремонт перед принятием на баланс украинских предприятий. Эти машины позволили восполнить нехватку сочлененных троллейбусов, а для Львовского троллейбуса они стали первыми "гармошками" в истории предприятия.
Техническое описание
Škoda 15Tr - шарнирно-сочлененный троллейбус с несущим кузовом из стального профиля. Прицеп троллейбуса связан с тягачом с помощью шарнирного узла сочленения. Боковые панели кузова выполнены из листовой стали, их внутренняя поверхность покрыта специальным антивибрационным материалом.
Троллейбус имеет два электродвигателя 9 AL 2943 rN, аналогичные двигателям троллейбуса Škoda 14Tr. Они установлены на средней и задней осях соответственно. Система управления тяговыми двигателями - тиристорно-импульсная. Передний мост жесткий, свареный из толстостенной трубки и штамповки. Все мосты имеют пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы и сильфоны. Торможение осуществляется двумя типами тормозов - электродинамическими реостатными с рекуперацией (действует лишь на ведущие оси) и пневматическими двухконтурными, действующими на все оси. Рулевое управление гидравлическое, моноблочное.
В салон троллейбуса ведут четыре двустворчатые распашные двери с пневматическим приводом. Внутренняя обшивка салона - светлый легкомоющийся пластик, пол с антискользящ им покрытием. Освещение салона люминесцентное, принудительная вентиляция осуществляется с помощью потолочных электровентиляторов. В боковых окнах имеются форточки, рапосложенные в каждом втором окне. Отопление салона калориферное. Пассажирские сиденья пластиковые, с тканевой обшивкой. Лобовое и заднее стекла у более старых машин состоят из двух частей, у более современных машин (Škoda 15TrM) они цельные. Škoda 15TrM, а также модернизированные Škoda 15Tr оборудованы электронной инфомационной системой.
Škoda 15Tr в Харькове
В мае 2017 года КП "Троллейбусное депо № 2" заключило договора с чешской фирмой MVO Invest s.r.o на поставку 10 б/у троллейбусов из Чехии - 5 одиночных машин Škoda 14Tr и 5 сочлененных машин Škoda 15Tr. И если Škoda 14Tr эксплуатировалась в Харькове с 2014 года, то Škoda 15Tr стала новой моделью для нашего города. Все пять машин модификации 15Tr13/6M были построены в 1995 году для транспортного предприятия чешского города Пльзень, где они работали до 2012 года. В 2012 году троллейбусы были выкуплены фирмой 4Rail a.s. специализирующейся на капитальном ремонте и модернизации общественного транспорта. В течение пяти лет троллейбусы находились в собственности этой фирмы. Большую часть этого периода машины не эксплуатировались, лишь с ноября 2013 по сентябрь 2014 года несколько троллейбусов сдавались в аренду транспортному предприятию столицы Словакии, Братиславы. После заключения договора о поставке троллейбусов в Харьков все машины прошли капитальный ремонт.
Škoda 15Tr были доставлены в Харьков в конце сентября 2017 года. Троллейбусы получили парковые номера ## 2501-2505. Пассажирская эксплуатация новой модели на улицах Харькова началась 2 октября 2017 года, когда Škoda 15Tr13/6M #2502 вышла на 35-й маршрут. Вскоре на линии появились другие машины этой модели, которые стали работать на маршрутах № № 3, 31 и 35. В середине ноября 2017 года три из пяти троллейбусов (##2501, 2504, 2505) были переданы КП "Троллейбусное депо №3", где получили парковые номера ## 3101-3103, а 21 ноября 2017 года началась их эксплуатация на маршрутах 3-го депо. В дальнейшем троллейбусы Škoda 15Tr13/6M 2-го депо работали как правило на маршрутах №№ 3 и 35, а 3-го депо - на маршрутах №№ 2, 34 и 45.
Троллейбусы Škoda 15Tr13/6M работали на улицах Харькова до февраля 2022 года.
© Андрей Бутковский, 2022
Источники:
- Козлов, К. П., Машкевич С.. Ермак Д. Київський тролейбус. Київ : КИЙ, 2009. 608 с. : іл.;
- Škoda 15Tr - статья в чешской Википедии;
- Plzenske trolejbusy. Škoda 15Tr;
- Škoda 15Tr на сайте imhd.sk;
- Škoda 15Tr на сайте transphoto.ru;
Техническая характеристика троллейбуса Škoda 15Tr13/6M:
Габаритные размеры | ||
---|---|---|
Длина, мм | 17720 | |
Ширина, мм | 2500 | |
Высота, мм | 3410 | |
База тягача, мм | 5420 | |
База полуприцепа, мм | 6060 | |
Колея переднего моста, мм | 2008 | |
Колея ведущего моста, мм | 1800 | |
Высота пола над уровнем земли, мм | 750 | |
Высота салона, мм | 2095 | |
Массы и нагрузки | ||
Снаряженная масса, кг | 16400 | |
Полная масса, кг | 26600 | |
Технические данные | ||
Максимальная скорость, км/ч | 65 | |
Вместимость, пасс. | 150 | |
число мест для сидения | 44 | |
Двигатель | ||
Тип | 9 AL 2943 rN | |
Напряжение сети, В | 600В | |
Мощность двигателя, кВт | 100 | |
Общая мощность, кВт | 200 | |
Ходовая часть | ||
передняя подвеска и подвеска моста полуприцепа | независимая | |
ведущий мост | типа RABA 518.06 | |
Тормозная система | ||
Пневматический экстренный тормоз имеет два независимых контура на тягаче и один на полуприцепе | ||
Электродинамический тормоз реостатны й с рекуперацией, действует лишь на ведущие оси |