Троллейбус. Подвижной состав. Богдан-Т701
Описание | Перечень маршрутов | Схема маршрутов | Фотогалерея (1262) | Новости по теме (37)
Работает на маршрутах: | 1, 2, 3, 6, 7, 11, 12, 13, 18, 19, 20, 25, 27, 31, 35, 40, 45, 56, 57. [ Подробный перечень... ] [ Схема... ] |
---|---|
Обслуживаемых подразделениями: | КП "Салтівське трамвайне депо", КП "Тролейбусне депо №2", КП "Тролейбусне депо №3" |
История модели
Богдан-Т701 - первый 12-метровый низкопольный троллейбус корпорации "Богдан", разработанный в 2009 году. При разработке этой модели конструкторы "Богдана" ориентировались на европейский рынок, рассчитывая занять свою нишу за счет приемлемого качества и более низкой цены. Поэтому первый троллейбус модификации Т70115 был оснащен асинхронным двигателем чешского производства TAM 1050C6. В январе 2010 года кузов был отправлен в Остраву, где был доукомплектован чешской системой управления Cegelec Europulse. Несмотря на успешно проведенные испытания и тестовую пассажирскую эксплуатацию весной 2011 года, Богдан был не в состоянии преодолеть конкуренцию со стороны европейских производителей. Первый экземпляр троллейбуса Богдан-Т701 был впоследствие приобретен литовским предприятием L-Bus и выставлялся на продажу; дальнейшая его судьба неизвестна.
Для внутреннего рынка корпорация разработала модификацию Т70110 с двигателем постоянного тока ЕД139АУ2 производства харьковского завода "Электротяжмаш" и системой управления Cegelec TV Progress. В 2010 году "Богдан" получил первый крупный заказ на новую модель: в течение 2010-2011 года 52 троллейбуса Богдан-Т70110 для работы на городских маршрутах Симферополя и 30 троллейбусов Т70115 для междугородной трассы "Симферополь - Алушта - Ялта" были поставлены в 2010-2011 гг. В 2011-2013 гг. 97 троллейбусов Богдан-Т70110 поступили в Киев; также 10 машин Т70110 были приобретены Полтавой в 2011 году.
С конца 2013 года на смену модификации Т70110 на украинский рынок вышла машина с асинхронным двигателем производства Псковского электромеханического завода ДТА-2У1, а также системой управления компании "Чергос" (Санкт-Петербург). Новая модификация получила индекс Т70117. С принятием законов о децентрализации и усилением местных бюджетов в 2014 году многие другие города Украины получили возможность пополнить троллейбусный парк. С 2014 по 2018 г. троллейбусы Богдан-Т70117 появились в Виннице, Кременчуге, Одессе, Сумах, Черкассах, Херсоне, Хмельницком; также продолжились поставки Т701 в Киев и Полтаву. Постепенно российские комплектующие троллейбусов были заменены украинскими: с 2018 года троллейбусы Богдан Т70117 комплектуются асинхронными двигателями АД903У1 производства харьковского завода "Электротяжмаш", а с 2019 года также отечественной системой управления СТТ-01 производства киевской компании "Политехносервис".
Троллейбусы Богдан Т701 работают также за рубежом. Так, в 2013 году корпорация "Богдан" совместно с польской компанией Ursus победила в тендере на поставку 38 троллейбусов в польский город Люблин. Для этих машин, модификации Т70116, "Богдан" поставил кузов, окончательная же сборка троллейбусов велась в Люблине на фабрике Ursus. Как и Т70117, троллейбус оборудован двигателем и системой управления Cegelec, однако статический преобразователь и система отопления Т70116 - польского производства (Enika). Также троллейбусы для польского Люблина оборудованы системой автономного хода с литий-полимерными батареями EVC - Kewelle International (Тайвань) размещенными, как и большинство электрооборудования, на крыше машины.
В декабре 2013 года корпорация "Богдан" сертифицировала в России троллейбус TMG-7207 «Comfort», представлявший собой Богдан-Т701, собранный на мощностях российской компании "ТрансМашГрупп". Троллейбус, предназначенный для российского рынка, был укомплектован электродвигателем российской компании "РусЭлПром" и тяговым приводом "Чергос". Планировалось, что благодаря конечной сборке машины в России корпорация сможет участвовать в тендерах, проводившихся в рамках федеральной государственной программы софинансирования мероприятий субъектов РФ по закупке современного пассажирского транспорта отечественного производства. Однако, была собрана лишь одна машина TMG-7207 «Comfort», которая была поставлена в подмосковный город Видное в 2014 году.
Троллейбус Богдан-Т701 стал родоначальником линейки унифицированных 12-метровых низкопольных машин корпорации "Богдан", среди которых городской автобус Богдан-А701 (2011 г), автобус для обслуживания аэропортов А70190, автобус с гибридным приводом А70522 (2012 г.) и электробус Богдан-Е701 (2014 г.).
Техническое описание
Богдан Т701.17 — 12-метровый городской низкопольный троллейбус с автономным запасом хода 1 км со скоростью 10 км/ч. Кузов троллейбуса вагонного типа, сварной, металлический с использованием пластиковых панелей, цельнонесущий с низким уровнем пола и усиленной крышей для размещения электрооборудования.
В качестве тягового привода используется асинхронный электродвигатель переменого тока АД903У1 с номинальной мощностью 180 кВт. Система управления - IGBT с рекуперацией, производства киевской компании "Политехносервис". Преобразование входного постоянного напряжения 550 В в низковольтное служебное 28 В осуществляется статическим преобразователем.
Передняя подвеска независимая, управляемая. Задняя подвеска – зависимая, с четырмя пневмоэлементами рукавного типа, четырмя гидравлическими телескопическими амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова. Троллейбус оборудован электронной системой управления пневмоподвеской с возможностью регулирования высоты уровня кузова и функцией книлинга.
Основная тормозная система пневматическая, двухконтурная, действует на тормозные механизмы всех колес дискового типа с АБС. Запасная система - каждый из контуров рабочей тормозной системы. Стояночный тормоз имеет механический привод тормозных механизмов колес ведущего моста от пружинных энергоаккумуляторов с пневматическим управлением. Также имеется вспомогательная тормозная система - электродинамический тормоз, функцию которого выполняет тяговый электродвигатель.
В салон троллейбуса ведут три двустворчатые распашные двери. Механизм открывания дверей - пневматический, оборудован устройством, препятствующим защемлению пассажира в дверях. При открытых дверях движение троллейбуса блокируется. Салон и кабина водителя оборудованы кондиционерами. Окна из безопасного стекла. Салон освещается люминесцентными лампами. Вентиляция салона троллейбуса осуществляется через форточки большой площади и люк крыши. Для обогрева салона установлены три отопителями калориферного типа.
Модификации
Богдан-Т70110 - с двигателем постоянного тока ЭД139АУ2 (140 кВт) производства ГП "Электротяжмаш" (Харьков) и системой управления Cegelec TV Progress CDC (Cegelec, Чехия). Всего в 2010-2013 гг. построено 159 машин, которые работают в Киеве, Крыму и Полтаве.
Богдан-Т70115 - с асинхронным двигателем TAM 1050C6 (175 кВт) производства Pragoimex (Чехия) и системой управления Cegelec Europulse (Cegelec, Чехия). Всего была построена 31 машина, включая опытный экземпляр 70115АС, проходивший тестовую экплуатацию в Остраве, и 30 машин поставленных в 2010-2011 гг. предприятию "Крымтроллейбус".
Богдан-Т70116 - с асинхронным двигателем TAM 1050C6 (175 кВт) производства Pragoimex (Чехия), системой управления Cegelec Europulse (Cegelec, Чехия) и системой автономного хода. 38 машин этой модификации были собраны совместно с польской фирмой Ursus и поставлены в Люблин в 2013-2015 гг. под маркой Ursus T70116.
Богдан-Т70117 - с асинхронным двигателем ДТА-2У1 (180 кВт) производства Псковского электромашиностроительного завода (Россия) и системой управления "Чергос". С 2018 года на троллейбусы этой модификации устанавливаются отечественные двигатели АД903У1 ("Электротяжмаш") и система управления СТТ-01 производства киевской компании "Политехносервис". По состоянию на октябрь 2019 года выпущено около 200 троллейбусов этой модификации, которые работают в 10 различных городах Украины.
Богдан-Т70118 - с асинхронным двигателем ДТА-2У1 (180 кВт) производства Псковского электромашиностроительного завода (Россия) и системой управления Cegelec Europulse (Cegelec, Чехия) . Была построена одна машина в 2013 году, которая позже была поставлена в Винницу под индексом Т70117, но без изменения электрооборудования.
Богдан-Т70119 - перспективная модификция, разработка которой планируется в 2019 году. С асинхронным двигателем 6DTA (180 кВт) производства Рижского электромашиностроительного завода (Латвия) и системой управления ENIKA (Польша).
Богдан-Т701 в Харькове
28 сентября 2018 года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и КП «Троллейбусное депо №2» подписали кредитное соглашение на сумму 10 млн евро для закупки новых троллейбусов и ремонтно-диагностического оборудования для них. Тендер на закупку новых машин выиграла компания «Богдан-Моторс», которая обязалась поставить харьковчанам 57 троллейбусов Богдан-Т70117 а также комплект запчастей, расходных материалов, инструментов и оборудования для обслуживания троллейбусов.
В отличие от более ранних экземпляров Богдан-Т70117, на которых были установлены тяговые электродвигатели и системы управления российского производства, харьковские машины оснащены отечественными аналогами - асинхронным ТЭД производства харьковского завода "Электротяжмаш" и СУ производства киевской компании "Политехносервис" Согласно условиям контракта, в комплектацию машин были включены такие опции как отдельные кондиционеры для кабины водителя и пассажирского салона, USB-порты в салоне и автоинформаторы на базе GPS
Первые два троллейбуса поступили в КП "Троллейбусное депо №2" 5 июля 2019 года, а спустя четыре дня состоялась презентация новых машин журналистам и городским властям на территории депо. Богдан-Т701 получили бортовые номера 2601 и 2602, открыв новую серию парковых номеров в депо. 15 июня 2019 года обе машины впервые выехали на маршруты №№ 3 и 35. В первых числах августа поступили еще три машины, ## 2603-2605. К январю 2020 года в Харьков поступило 43 троллейбуса Богдан-Т70117. Последние 14 машин для КП "Троллейбусное депо №2" (## 2643-2657) пришли в апреле-мае 2020 года Любопытно, что машина, получившая в Харькове бортовой номер 2617, до поставки в наш город успела побывать в Житомире, где корпорация "Богдан" презентовала троллейбус Президенту Зеленскому во время проведения Форума регионов.
© Андрей Бутковский, 2020
Источники:
- Богдан Т701 - статья в украинской Википедии;
- Юрий Гоголев. Троллейбусы «Богдан» - для Евросоюза. Автоцентр, 14.06.2010;
- Юрий Гоголев. Сegelec-«Богдан» Т701.15: Прорыв в Европу Автоцентр, 07.08.2010;
- Юрий Гоголев. В Польшу прибыли первые троллейбусы «Богдан» Автоцентр, 12.11.2013;
- Юрий Гоголев. Технические характеристики троллейбусов Богдан T701 10/15/17 Торгово-сервисный дом "Богдан";
- «Богдан»: тролейбуси Т601, Т701, Т801 і Т901 Український транспортний форум AllTransUA;
- Bogdan/Ursus T70116 LuBus - Lubelskie autobusy i trolejbusy;
- Богдан Т701 на сайте transphoto.ru;
Техническая характеристика троллейбуса Богдан Т70117
Габаритные размеры | ||
---|---|---|
Длина, мм | 11960 | |
Ширина, мм | 2550 | |
Высота, мм | 3880 | |
Колесная база, мм | 5860 | |
Колея переднего моста, мм | 2160 | |
Колея ведущего моста, мм | 1890 | |
Высота пола над уровнем земли, мм | 350 | |
Ширина дверных проемов, мм | 1400 | |
Массы и нагрузки | ||
Снаряженная масса, кг | 11400 | |
Полная масса, кг | 18000 | |
Технически допустимая максимальная нагрузка на переднюю ось, кг | 6900 | |
Технически допустимая максимальная нагрузка на заднюю ось, кг | 6900 | |
Технические данные | ||
Максимальная скорость, км/ч | 65 | |
Минимальный радиус разворота, м | 12,5 | |
Вместимость, пасс. | 105 | |
число мест для сидения | 34 | |
Двигатель | ||
Тип | АД 903У1 | |
Напряжение сети, В | 600 | |
Мощность двигателя, кВт | 180 | |
Частота вращения, номинальная, об/мин | 1480 | |
Частота вращения, максимальная, об/мин | 3960 | |
Масса, кг | 650 | |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пневматическая | |
Передняя ось | ZF | |
Задняя подвеска | зависимая, пневматическая | |
Задний мост | ZF, портальный | |
Тормозная система | ||
Тип | пневматическая | |
Рабочая тормозная система | двухконтурная | |
Стояночная тормозная система | пружинный энергоаккумулятор | |
Вспомогательная тормозная система | электродинамическая | |
Запасная тормозная система | один из контуров рабочей тормозной системы | |
Статический переобразователь 550/28/380В | Украина или Чехия | |
Компрессорный агрегат | "Ремеза" (Белоруссия) | |
Гидроусилитель руля | ЗАО «Радий», Украина | |
Колеса | 8.25x22.5 | |
Шины | 275/70R22.5 |