Троллейбус. Подвижной состав. PTS 12

ОписаниеПеречень маршрутовСхема маршрутовФотогалерея (560)Новости по теме (23)

Работает на маршрутах: 27, 49, 51, 52, 53, 55, 119, 304. [ Подробный перечень... ] [ Схема... ]
Обслуживаемых подразделениями: КП "Салтовское трамвайное депо"

История модели

Троллейбус РТS-12 производился украинской компанией ООО "Политехносервис" (г. Бровары Киевской области) в 2019-2021 годах на основе кузовов МАЗ-203Т белорусского производства. ООО "Политехносервис" являлся также поставщиком системы управления для данных машин. В 2022 году на смену белорусским кузовам пришли кузова турецкой компании AKIA.

Первый PTS-12 был презентован в Виннице в мае 2019 года. Фактически речь шла о крупноузловой сборке из готового машкомплекта: белорусского троллебусного кузова МАЗ-103Т, оборудованного асинхронным тяговым электродвигателем 6ДТА.002.У2 латвийского производства и украинской системой управления СТТ-01. Конечная сборка троллейбуса, машкоплект для которого поставила фирма "Политехносервис", осуществлялась на базе троллейбусного депо Винницкой транспортной компании (ВТК). Поэтому троллейбус был презентован в Виннице как собственная машина, PTS-12 "VinLine". В течение 2019 года в Виннице было собрано еще три троллейбуса PTS-12.

Первые троллейбусы PTS-12 были оборудованы базовой системой автономного хода с максимальной дальностью поездки 5 км, что делало невозможным их эксплуатацию на регулярных маршрутах с участками без контактной сети. Но уже в конце 2019 года в Виннице начали сборку троллейбуса PTS-12 с увеличенным автономным ходом. Данная машина была презентована в апреле 2020 года и имела запас автономного хода в 20 км. Последующие троллейбусы PTS-12 для Винницкой транспортной компании собирались в аналогичной комплектации.

В том же 2020 году ООО "Политехносервис" получило свой самый большой, на сегодняшний день, заказ на 50 троллейбусов модели PTS-12 для Харькова. Сборка этих машин осуществлялась непосредственно на предприятии в Броварах в 2020-2021 гг.

В связи с фактическим вступлением Беларуси в войну против Украины на стороне России в феврале 2022 года фирма "Политехносервис" отказалась использовать белорусские комплектующие для сборки троллейбусов. В качестве замены был выбран кузов турецкой фирмы AKIA. Троллейбус PTS с кузовом AKIA получил новое обозначение модели, PTS-T12309. В 2022 году на момент публикации материала фирма "Политехносервис" уже получила два заказа на троллейбусы PTS-T12309: 5 машин для Винницы и 5 - для Черновцов.

Техническое описание

PTS-12 — 12-метровый городской низкопольный троллейбус с возможностью автономного хода на расстояние до 20 км. Кузов троллейбуса вагонного типа, сварной, цельнометаллический, несущий, с использованием стальных боковых панелей и пластиковой передней маски.

В качестве тягового привода используется асинхронный электродвигатель переменого тока 6ДТА.002.1.У2 с номинальной мощностью 180 кВт. Система управления - IGBT с рекуперацией, производства компании "Политехносервис", расположена в контейнере на крыше троллейбуса. Тяговая литий-ионная батарея ЕТЗ номинальной мощностью 65 кВт также произведена команией "Политехносервис". Тяговая батарея располагается в отсеке под сиденьями по левому борту троллейбуса. Преобразование входного постоянного напряжения 550 В в низковольтное служебное 24 В осуществляется статическим преобразователем.

Передняя подвеска зависимая, двухбалонная. Задняя подвеска – зависимая, с четырьмя пневмоэлементами рукавного типа, четырьмя гидравлическими телескопическими амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова. Троллейбус оборудован электронной системой управления пневмоподвеской с возможностью регулирования высоты уровня кузова и функцией книлинга.

Основная тормозная система пневматическая, двухконтурная, с раздельным приводом передней и задней оси, ABS и ASR. Запасная система - каждый из контуров рабочей тормозной системы. Стояночный тормоз имеет механический привод тормозных механизмов колес ведущего моста от пружинных энергоаккумуляторов с пневматическим приводом. Также имеется вспомогательная тормозная система - электродинамический тормоз, функцию которого выполняет тяговый электродвигатель.

В салон троллейбуса ведут три двустворчатые распашные двери. Механизм открывания дверей - пневматический, оборудован устройством, препятствующим защемлению пассажира в дверях. При открытых дверях движение троллейбуса блокируется. Салон и кабина водителя оборудованы кондиционерами. Окна из безопасного стекла. Салон освещается люминесцентными лампами. Вентиляция салона троллейбуса осуществляется через форточки большой площади и люк крыши. Для обогрева салона установлено четыре отопителя калориферного типа.

Троллейбусы PTS-12 в Харькове

В феврале 2020 года харьковской городской совет дал согласие коммунальному предприятию "Салтовское трамвайное депо" на закупку 50 троллейбусов с увеличенным автономным ходом на условиях финансового лизинга. Поставщиком этих машин стала фирма "Политехносервис" из города Бровары Киевской области. 18 августа 2020 года первый троллейбус поступил в Харьков для обкатки. После ряда пробных поездок, в том числе и по трассам предполагаемых маршрутов, троллейбус был возвращён на завод для наладки, но уже спустя две недели, 12 сентября, вернулся в Харьков. Первый харьковский PTS-12 отличался от последующих машин отсутствием кондиционеров салона и кабины водителя; впоследствие кондиционеры были установлены заводом летом 2021 года.

Эксплуатация троллейбусов PTS-12 в нашем городе началась 22 октября 2020 года, когда на новый 48-й маршрут (Ст. м. "Героев Труда" - Ул. Дружбы Народов) вышли первые четыре машины этой модели. К концу 2020 года в город поступило уже 13 машин PTS-12, что позволило открыть еще один маршрут с беспроводным участком, № 49 (Ул. Университетская - пос. Жихорь). Поставки продолжились в 2021 году; последняя, 50-я машина, пришла в Харьков в 30-ю годовщину Независимости Украины 24 августа 2021 года.

На протяжении 2021 года было открыто еще шесть троллейбусных маршрутов с участками без контактной сети (№№ 50-55), где стали использоваться новые троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Эти маршруты были проложены в такие отдаленные районы города, как Пятихатки, Роганский жилмассив, поселок Жуковского. Троллейбусные линии в эти районы города были запланированы еще 30-40 лет назад, однако лишь приобретение троллейбусов с увеличенным автономным ходом позволило связать их электротранспортом с центром либо ближайшими станциями метро.

Харьков стал одним из первых городов Украины, где троллейбусы с увеличенным автономным ходом получили столь широкое распространение. Кроме того, PTS-12 являлся новой моделью "троллейбуса на батарейках". Не удивительно, что по мере запуска новых маршрутов обнаружились недостатки конструкции, самым существенным из которых был перегрев аккумуляторной батареи при длительных поездках в автономном режиме, а также в летнее время года. Эта проблема стала особенно заметна после открытия троллейбусного маршрута № 50 (Ст. м. "Университет" - Пятихатки), который проезжал более половины своей трассы в автономном режиме. Поэтому в 2021 году харьковские троллейбусы PTS-12 были оборудованы дополнительной системой охлаждения высоковольтной аккумуляторной батареи, а последняя партия новых машин поступила в подобной комплектации уже с завода.

PTS-12 числятся на балансе КП "Салтовское трамвайное депо", которое не имеет собственных производственных мощностей для обслуживания троллейбусов. Поэтому техническое обслуживание и выпуск этих машин на маршруты осуществляется троллейбусными депо №№ 2 и 3. До начала российской агрессии 24 февраля 2022 года маршруты были распределены между депо подобным образом: №№ 48, 49, 51, 52 - КП "Троллейбусное депо № 2", №№ 50, 53, 54, 55 - КП "Троллейбусное депо № 3". Соответственно, 2-е депо первым начало эксплуатацию РТS-12 в октябре 2020 года, а 3-е депо впервые выпустило машины этой модели на линию лишь в апреле 2021 года, когда был открыт маршрут № 50. Строгого закрепления машин за обслуживающими их депо нет; PTS-12 часто передаются из одного депо в другое в зависимости от потребности в машинах на маршрутах.

Все харьковские PTS-12, вне зависимости от депо, в котором они обслуживаются, имеют общую серию бортовых номеров (## 2701-2750). Троллейбусы окрашены в стандартный для Харькова зелёный цвет со вставкой серого цвета на передней маске. Кузовные панели над окнами у первых трех троллейбусов (## 2701-2703) были окрашены в черный цвет; у остальных машин они зеленые.

Большинство троллейбусов PTS-12, размещавшихся во 2-м троллейбусном депо, были повреждены во время обстрела депо и прилегающего жилмассива российскими оккупантами 4-го апреля 2022 года. Впоследствие большинство машин было восстановлено; по состоянию на декабрь 2022 года на маршруты выходило 42 троллейбуса PTS-12 из 50-ти.

PTS-12 сыграли значительную роль в обеспечении пассажирских перевозок в городе во время войны. Так, уже 16 мая 2022 года, когда движение общественного транспорта было восстановлено после почти трехмесячного перерыва, шесть троллейбусов PTS-12 вышли на 119-й маршрут (Проспект Победы - Аэропорт). В дальнейшем троллейбусы с увеличенным автономным ходом пришли на помощь жителям тех районов, где контактная сеть была повреждена в ходе боевых действий. В частности, за счет ТУАХов удалось восстановить движение троллейбусов по маршрутам №№ 31, 45 и 46 несколькими месяцами ранее, чем была восстановлена контактная сеть по линиям на Роганский жилмассив и Северную Салтовку. Также в течение 2022 года было восстановлено движение по некоторым маршрутам, обслуживавшимся ТУАХами еще до войны, в частности, №№ 49, 51, 52, 53, 55.

© Андрей Бутковский, 2023


Техническая характеристика троллейбуса PTS-12:

Габаритные размеры
Длина, мм 12200
Ширина, мм 2550
Высота, мм 3700
База, мм 5420
Передний свес, мм 2690
Задний свес, мм 3380
Колея переднего моста, мм 2101
Колея ведущего моста, мм 1889
Массы и нагрузки
Снаряженная масса, кг 11630
Полная масса, кг 18000
Mаксимальная допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 6500
Mаксимальная допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 11500
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 60
Время разгона до 45 км/ч, с 25
Минимальный радиус поворота, м 12,5
Вместимость, пасс. 105
число мест для сидения 32
Двигатель
Модель
Тип асинхронный
Напряжение сети, В 600
Мощность двигателя, кВт 180
Высоковольтное электрооборудование
Тяговый контейнер СТТ-01
Тяговая аккумуляторная батарея ЕТЗ-01
Тип ТАБ Литий-ионная, 65 кВт
Номинальное напряжение, В 380
Низковольтное электрооборудование
Статический преобразователь 550/27 В
Низковольтная аккумуляторная батарея 6СТ-192А (6 шт)
Номинальное напряжение, В 24
Ходовая часть
Передний мост МАЗ 203067-3000012-10
Ведущий мост ZF AV 133.80
Передаточное число ведущего моста 9,81
Подвеска зависимая, пневматическая
Шины 275/70 R22,5
Тормозная система
Рабочая тормозная система пневматическая, двухконтурная, с раздельным приводом передней и задней осей
Стояночная тормозная система тормозные механизмы заднего моста с приводом от пружинных энергоаккумуляторов
Аварийная тормозная система контуры рабочей тормозной системы
ABS Knorr-Bremse