Автобус. Подвижной состав. Karsan Atak

ОписаниеГородские маршрутыФотогалерея (425)Новости по теме (22)

Работает на городских маршрутах: , 22, 29, 31, 32, 33, 45е, 47, 48, 57, 58, 62, 63, 67, 68, 72, 77е, 81, 83, 106, 109, 112, 128, 140, 170, 208, 228, 243е, 249, 252, 260, 272, 273е, 280. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: КП "Салтівське трамвайне депо"

История модели

Автобус малого класса Karsan Atak был впервые представлен на международном салоне Busworld Kortrijk в Бельгии в октябре 2013 года. Серийное производство модели началось в 2014 году. Karsan Atak – первый полноценный автобус турецкой компании Karsan, основанной в 1966 году, ведь до недавного времени компания производила лишь микроавтобусы и небольшие коммерческие фургоны. Karsan Atak во многом унифицирован по кузову и оборудованию с туристической и междугородной моделью Karsan Star.

Karsan Atak - 8-метровый низкопольный городской автобус с несущим кузовом. Автобус оборудован 4,5-литровым дизельным двигателем Fiat мощностью 137 л.с. В зависимости от желания заказчика, автобус оборудуется механической либо автоматической КПП производства ZF. Напротив широкой двустворчатой средней двери расположена вместительная накопительная площадка, которая также может служить для перевозки инвалидов-колясочников.

На выставке IAA 2018 в Ганновере, был презентован электробус Karsan Atak Electric в кузове автобуса Karsan Atak. Электрооборудование автобуса состоит из тягового электродвигателя немецкой компании BMW мощностью 230 кВт и пяти аккумуляторных батарей ёмкостью 44 кВт/час каждая. Заряда батарей хватает приблизительно на 300 км. пути; для полной зарядки батарей достаточно 2,5 часов.

В 2019 году началось серийное производство электробусов Karsan Atak Electric. Одновременно с этим был обновлён дизайн базовой дизельной модели: на передней маске появились L-образные LED-фары дневного света и обновлённые ромбовидные блоки осветительных приборов. Также был изменен дизайн задней маски и повышена эргономичность рабочего места водителя.

Помимо Турции, автобусы Karsan Atak эксплуатируются в ряде европейских стран (Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, Греция, Германия), а также в Азербайджане. Электробусы Karsan Atak Electric работают, в частности, в Румынии, Люксембурге и бельгийском городе Гент.

Karsan Atak в Харькове

Автобусы Karsan Atak стали основой муниципального автопарка Харькова, созданного на базе коммунального предприятия "Салтовское трамвайное депо" в 2021 году. К этому моменту муниципальные автобусы отсутствовали в городе уже более 20 лет, ведь с конца 90-х годов все городские автобусные маршруты обслуживались коммерческими перевозчиками. Однако со временем прибыльность городских коммерческих автобусных перевозок снизилась, и "частники" отказались от ряда социально важных, но менее прибыльных маршрутов. Поэтому первоочередной задачей вновь созданного муниципального автопарка стало возобновление работы маршрутов, не обслуживаемых коммерческими перевозчиками.

Меморандум о намерениях сотрудничества между Харьковским городским советом и турецкой компанией по производству автобусов «Karsan» был подписан 8 апреля 2021, в ходе Международного форума «Муниципальная инфраструктура: развитие и комфорт городов». 21 апреля на сессии городского совета было дано согласие КП "Салтовское трамвайное депо" на приобретение 150 автобусов Karsan Atak и Karsan Jest+ по лизинговой схеме. А уже в августе 2021 года первая партия из 20 автобусов Karsan Atak и Karsan Jest+ пришла в Харьков.

В отличие от большинства городских троллейбусов и автобусов, которые имеют стандартную зелёную окраску, муниципальные "Карсаны" окрашены в красный и чёрный цвета, а также имеют белые "шашечки" по бортами, характерные для автобусов Карсан работающих во многих других городах мира. В салоне автобусов установлены антивандальные пластиковые сидения. Харьковские Karsan Atak оборудованы внешними информационными табло Polaris, а также салонной информационной системой Гранато. Автобусы оборудованы стандартными валидаторами электронной системы оплаты проезда E-ticket. Впервые в нашем городе в этих автобусах полностью исключена оплата наличными деньгами - пассажиры могут заплатить за проезд лишь с помощью электронных карт системы E-ticket, либо одноразовых билетов, приобретённых в терминалах оплаты на остановках.

Новые автобусы Karsan Atak впервые вышли на городские маршруты ##17э, 245э и 272э 1 сентября 2021 года. Эти маршруты, ранее обслуживавшиеся коммерческими перевозчиками, прекратили работу весной 2020 года, после введения карантинных ограничений, вызванных эпидемией коронавируса. Еще четыре автобуса Karsan Atak вышли на 217-й автобусный маршрут, связывающий площадь Конституции с Алексеевкой, 3-го сентября. А с 15-го сентября тремя автобусами Karsan Atak был усилен 50-й троллейбусный маршрут, который связывает центр города с отдаленным жилым массивом Пятихатки. Это первый случай одновременной работы троллейбусов и автобусов на одном маршруте в общем графике.

© Андрей Бутковский, 2021

Источники:

  1. Karsan Atak на сайте производителя;
  2. Karsan shows new Atak Electric in Germany;
  3. Karsan Atak на сайте cptdb.ca (Canadian Public Transit Discussion Board).;
  4. Karsan Atak на сайте phototrans.eu.;
  5. Karsan Atak на сайте fotobus.msk.ru.;

Техническая характеристика автобуса Karsan Atak:

Габаритные размеры
Длина, мм: 8315
Ширина, мм: 2436
Высота, мм: 3010
База, мм: 4580
Передний свес, мм: 2040
Задний свес, мм: 1695
Уровень пола, мм 340 (с книлингом - 270 мм)
Масса и наполняемость автобуса
Полная масса, кг: 11000
Общее количество мест: 58
Количество мест для сидения: 21
Двигатель
Марка двигателя: Fiat Powertrain (FPT) NEF4 - Turbo Diesel Intercooler
Тип двигателя: дизельный
Рабочий объем, л: 4,500
Количество цилиндров: 4
Мощность, л.с.: 185
Крутящий момент, Нм: 680
Соответствие нормативам экологической безопасности: Евро 6
 
КПП: механическая
Число ступеней КПП: 6