Троллейбус. Подвижной состав. ROCAR-E217

ОписаниеПеречень маршрутовСхема маршрутовФотогалерея (445)Новости по теме (13)

Работает на маршрутах: 2. [ Подробный перечень... ] [ Схема... ]
Обслуживаемых подразделениями: Троллейбусное депо №3

Описание модели

В декабре 1989 года в Румынии был свергнут тоталитарный режим президента Чаушеску. В результате последовавших за ними экономических преобразований многие государственные предприятия были приватизированы и получили новые название. Так машиностроительное предприятие Autobuzul, которое находилось в городе Бухарест и специализировалось на выпуске автобусов и троллейбусов, стало акционерным обществом ROCAR S.A. с 1-го декаря 1990 года. С 1991 года вся продукция, производившаяся ранее этим заводом под маркой DAC, получила новую торговую марку ROCAR. Таким образом, сочлененные троллейбусы DAC-217E, которые поставлялись в конце 80-х годов в Киев и Харьков, стали называться ROCAR-E217, при этом обозначение модели сохранилось, только индекс "Е" "переехал" вперед.

Конструкция троллейбусов ROCAR-E217 в целом не отличалась от машин DAC-217E. Внешние различия были незначительными. Так, форточки располагались через одно стекло. Боковой маршрутный указатель на прицепе стал меньше по ширине. Перед передней дверью тягача появился лючок, в котором был расположен кран пневматической системы двери. Подобный кран находился и перед задней дверью прицепа. Естественно, новым стал логотип завода. Троллейбусы ROCAR-E217 выпускались без каких-либо значительных изменений в конструкции до конца 90-х годов, когда на конвейере их сменили более современные модели.

ROCAR-E217 в Харькове

Троллейбусы ROCAR-E217 не поставлялись в страны бывшего СССР, так как после революции 1989 года экономические связи между СССР и Румынией были разрушены. Исключением стал лишь Харьков, куда в 1995-1996 годах поступили 28 таких машин. Эти троллейбусы пришли в наш город, можно сказать, случайно. В 1995 году харьковское НПО "Турбоатом" изготовило турбину для одной из румынских электростанций. Однако румынская сторона не была готова расплатиться за поставленную продукцию деньгами. Вместо этого, согласно трехстороннему договору между НПО "Турбоатом", Харьковским горисполкомом и румынской стороной, румыны расплатились за продукцию "Турбоатома" троллейбусами, которые город выкупил у предприятия.

Первые четыре троллейбуса ROCAR-E217 пришли в Харьков в начале ноября 1995 года. Они поступили в троллейбусное депо 3. 13 ноября 1995 года троллейбусы #3001 и #3002 вышли на центральный маршрут "Р" (от станции метро "Университет" до Института низких температур). Всего до конца 1995 года Харьков получил восемь троллейбусов ROCAR-E217, а в начале 1996 - двадцать. Все машины были разделены между 1-м (8 машин) и 3-м (20 машин) троллейбусными депо, поскольку эти подразделения уже имели опыт эксплуатации румынских машин с 1989 года.

ROCAR-E217 пришлись в городе как нельзя кстати. Кроме двадцати восьми ROCAR'ов в 1996 году в Харьков поступил лишь один ЮМЗ-Т1, после чего в течение 6 лет город вообще не получал новых троллейбусов.

Все троллейбусы ROCAR-E217 были в одинаковой окраске: белые, с синей нижней частью и голубыми полосами на бортах. Среди них выделялся троллейбус #3003: на левом борту в передней части был нарисован большой логотип завода, а на прицепе с правой стороны разместились небольшие надписи "Турбоатом" и ХКП "Горэлектротранс". Интересно, что троллейбусы ROCAR-E217 долгое время работали в заводской окраске. В отличие от машин других моделей, ни один из ROCAR'ов не был перекрашен в рекламу вплоть до 2004 года.

Ввиду того, что харьковские троллейбусы DAC-217Е были в экспортной комплектации, а ROCAR-E217 в обычной, интерьер салона последних оказался проще. Вместо роскошных двухцветных диванов в салоне были установлены более практичные, но менее удобные пластиковые сиденья (на первых машинах они были синими, на последующих - серыми), а внутрисалонные стекла около дверей и ремешки на поручнях для пассажиров невысокого роста были вовсе упразднены. Но при этом троллейбусы все равно были комфортабельнее произведенных в Украине и СССР.

Согласно новой системе нумерации, в которой первая цифра паркового номера определяет номер депо, ROCAR'ы 1-го депо получили номера #1001..#1008, а 3-го - #3001..#3020. В 3-м депо основная масса троллейбусов ROCAR-E217 вышла на маршрут "Р", также новые машины достались маршрутам 24, 34, 42 и 45. ROCAR'ы 1-го депо поступили на маршруты 2, 8 и 38. После расформирования Депо 1 в конце 2006 года троллейбусы ROCAR-E217 из этого подразделения были переданы в троллейбусное депо 3, где продолжили нумерацию местных ROCAR'ов, получив номера #3021..#3028.

Большинство троллейбусов Rocar-E217 были отставлены от эксплуатации или списаны в 2011-2012 годах, одновременно с приходом новых низкопольных сочлененных троллейбусов ЛАЗ-Е301. Остававшиеся на маршрутах машины были законсервированы в первой половине 2013 года. Но осенью 2014 года два троллейбуса ROCAR-E217, ##3017 и 3021, все же вернулись на маршруты после длительного простоя.

© Вадим Пудовкин, Андрей Бутковский, 2014

Источники:

  1. Страница о ROCAR S.A. BUCURESTI на сайте http://www.ice.gov.it/;
  2. Статья "Меняем турбины на троллейбусы" // Вечерний Харьков, 16.11.1995;
  3. Архив ХКП "Горэлектротранс";
  4. Газета "Харьковский электротранспорт".


Техническая характеристика троллейбуса ROCAR-E217:

Габаритные размеры
Длина 16888 мм
Ширина 2510 мм
Высота 3585 мм
база тягача 5650 мм
база полуприцепа 5868 мм
колея переднего моста и моста полуприцепа 2055 мм
колея ведущего моста 1800 мм
передний свес 2515 мм
задний свес 2545 мм
дорожный просвет 185±20 мм
угол переднего свеса 8°20'
угол заднего свеса
высота салона 1950 мм
max допустимая высота контактной сети 6700 мм
min допустимая высота контактной сети 4000 мм
max допустимое отклонение от оси проводов КС в любую сторону 4500 мм
высота подножек:  
1-я дверь 320 мм
2-я, 3-я,4-я дверь 220 мм
Массы и нагрузки
снаряженная масса, при этом нагрузка: 14800 кг
на передний мост 4800 кг
на ведущий мост 6500 кг
на задний мост 3500 кг
полная масса, при этом нагрузка: 25700 кг
на передний мост 6600 кг
на ведущий мост 12500 кг
на задний мост 6600 кг
Технические данные
max скорость 60 км/ч
диаметр поворота по габариту 23000 мм
max преодолеваемый подъем 12%
Вместимость 156 пасс.
число мест для сидения 39
полезный дверной проем 1170 мм
max угол складывания 32°+4°
Кузов
Cамонесущий из прямоугольных стальных труб, сваренных в защитной среде, обшитый листами, соединенными при помощи точечной сварки
кабина закрытого типа
отопление:  
кабины 1 печь (два рабочих режима: 3 и 6 кВт)
салона 4 печи (по 3 кВт)
Двигатель
тяговый двигатель TN81 является электрической машиной постоянного тока с последовательным возбуждением
напряжение сети 600В +20% -30%
двигательная мощность 150 кВт
часовая мощность 175 кВт
часовый оборот 1340 об/мин
max ток пуска 540 А
часовый ток 320 А
степень номинального возбуждения 0,78
степень min возбуждения 0,4
номинальный КПД 91%
max напряжение торможения 1400 В
номинальный ток 275 А
max оборот 3200 об/мин
масса двигателя 1300 кг
Ходовая часть
передняя подвеска и подвеска моста полуприцепа независимая
ведущий мост типа RABA
Тормозная система
Пневматический экстренный тормоз имеет два независимых контура на тягаче и один на полуприцепе
Электродинамический тормоз осуществляется посредством вращения якоря ТЭД, который имеет большой момент инерции
Стояночный тормоз тормозит ведущие колеса посредством аккумуляторных пружин, смонтированных в цилиндрах стояночного тормоза, являющихся составной частью двухкамерных тормозных цилиндров, смонтированных на ведущем мосту
Гарантийный срок
Гарантийный срок - 50.000 км пробега или 12 месяцев, но не более 15 месяцев со дня поставки