Автобус. Подвижной состав. ХАРЗ-5259 "Харьковчанин"

ОписаниеФотогалерея (13)Новости по теме (8)

История модели

Автобус большой вместимости ХАРЗ-5259 "Харьковчанин" был разработан львовским НИИ "Укравтобуспром" (бывший Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт (ВКЭИ) автобусостроения) и являлся переработанным проектом автобуса ЛиАЗ-5256, который институт создал еще в 70-е годы. Но был у ХАРЗа и свой прямой предшественник, также cозданный "Укравтобуспромом" - автобус большой вместимости КамАЗ-5262.

Идея создания собственного автобуса возникла на Камском автозаводе сразу же после распада СССР, когда катастрофически упал рынок сбыта грузовых автомобилей и предприятие-гигант вынуждено было осваивать новые виды продукции. В качестве "изюминки" нового проекта было решено использовать новый двигатель КамАЗ-740.11 с турбонаддувом, более мощный и экологически безопасный, чем его предшественник КамАЗ-740.8. Последним в то время комплектовался автобус ЛиАЗ-5256 - главный конкурент новой модели КамАЗа на российском рынке. Специалисты КамАЗа рассчитывали, что их новая модель будет более дешевой, чем ликинский конкурент за счет производства большей части деталей на собственном предприятии.

Проект автобуса был заказан украинскому НИИ "Укравтобуспром", еще недавно бывшему главным разработчиком автобусов в СССР. Естественно, этот проект мало чем отличался от российского ЛиАЗ-5256 и украинского ЛАЗ-5252, ведь они также были разработаны "Укравтобуспромом". В Набережных Челнах в свою очередь было создано АО "КамАЗавтобуспром", которое должно было заниматься освоением производства новой модели. Первый опытный автобус прибыл в Набережные Челны из Львова в марте 1993 года. Начало серийного выпуска было запланировано на 1994 год, но тут случилось непредвиденное - 14 апреля 1993 года полностью сгорел завод двигателей КамАЗ. В этой ситуации разработку собственного автобуса пришлось отложить до лучших времен. И хотя завод был восстановлен в кратчайшие сроки и уже в декабре 1993 года дал первую продукцию, проект автобуса КамАЗ-5262 так и не был осуществлен.

В 1995 году разработкой заинтересовались уже в Украине, где в то время проходила программа конверсии оборонных предприятий. В рамках этой программы Харьковским авторемонтным заводом № 126 Министерства обороны Украины было решено освоить выпуск автобусов большой вместимости. Этому способствовал тот факт, что два основных поставщика автобусов большого класса - ЛиАЗ и "Икарус" - после распада СССР оказались за границей и экономические связи с ними прервались. И тут пригодился разработанный за три года до этого "Укравтобуспромом" проект автобуса КамАЗ-5262, которым и воспользовались харьковчане.

Главной особенностью харьковского проекта обещало стать участие многих отечественных предприятий, в том числе оборонной промышленности, в поставках комплектующих для нового автобуса. Кузов автобуса собирался на Конотопском вертолеторемонтном заводе "Авиакон", задний мост и коробку передач поставлял харьковский Завод им. Малышева, электрооборудование - завод "Коммунар", стекла - фирма "Лоск".

Несмотря на большую потребность Украины в автобусах большой вместимости, ХАРЗ так и не получил заказов. Большинство автопредприятий, бывших в то время бюджетными структурами, практически не финансировались, а первые появившиеся коммерческие перевозчики использовали в качестве подвижного состава в основном старые служебные автобусы. Харьков, на закупки которого на ХАРЗе рассчитывали в первую очередь, смог расплатиться за первые две поставленные машины только через год, других же заказов не последовало. В начале 1997 года Донецкая обладминистрация выразила желание приобрести у харьковчан сразу 200 машин, однако дальше опытной работы одного автобуса на улицах Донецка дело так и не пошло.

За все время, пока автобус ХАРЗ-5259 находился в перечне продукции, выпускаемой предприятием, заводу так и не поступило ни одного крупного заказа - сказывалась тяжелая экономическая ситуация в стране. Последняя попытка прорваться на рынок состоялась в феврале 2003 года, когда автобус "Харьковчанин" был представлен мэру Харькова Владимиру Шумилкину. Предполагалось, что городская власть будет стимулировать перевозчиков к покупке автобусов харьковского производства. Было принято решение произвести модернизацию автобуса, но к концу 2003 года этот проект был пересмотрен. Его результатом стал новый автобус Скиф-5204, созданный на шасси КамАЗ-5297, ну а ХАРЗ-5259 был окончательно снят с производства.

Помимо самого ХАРЗа, одна машина модели 5259 была произведена на заводе "Авиакон" в Конотопе в 1996 году. Впоследствии эта машина была поставлена в АР Коми (Россия).

Модификации автобуса

Несмотря на столь незначительное количество произведенных машин, они были произведены в трех различных модификациях, различавшихся по комплектации, в первую очередь, по установленным на них двигателям.

ХАРЗ-5259 - Опытный экземпляр автобуса с двигателем КамАЗ-740.11. Единственный автобус был приобретен городом и работал в харьковском АТП-16330.

ХАРЗ-52591 - Автобус с двигателем Д-6112 производства Харьковского завода тракторных двигателей (ХЗТД). Всего было собрано 2 или 3 подобных машины в 1995-1997 годах, одна из которых была приобретена городом.

ХАРЗ-52592 - Автобус с двигателем ЯМЗ-236. Всего было собрано две машины, вторая (последний автобус модели 5259, собранный ХАРЗом) имела нестандартную бело-салатово-зеленую окраску.

В 1997 году также планировалась установка на автобус двигателей СМД производства завода "Серп и Молот", однако эти планы не были осуществлены.

ХАРЗ-5259 в Харькове

Два первых автобуса собственного производства Харьков получил в октябре 1995 года. Первая машина (ХАРЗ-5259, гос.н. 1470ХІА) поступила в АТП-16330, проработала относительно недолго. К концу 90-х годов она была отстранена от эксплуатации, а в 2002 году - списана.

Второй автобус (ХАРЗ-52591, гос.н. 1607ХІА), был отправлен в АТП-16332 (позднее - ОАО "Парк-Авто") и работал на 57-ом маршруте (Ст. м. "Пушкинская" - Проспект Победы) вплоть до прекращения деятельности предприятия на рынке пассажирских перевозок в 2004 году. В дальнейшем автобус был продан грузовому автопарку ОАО "АТП-16361" и перевозил сотрудников автопарка, расположенного в районе Диканевка вдали от основных маршрутов городского транспорта.

Остальные автобусы, собранные ХАРЗом, так и остались в собственности завода и использовались для перевозки сотрудников. Один из них в конце 1998 года непродолжительное время перевозил пассажиров по 234-ому маршруту. Также есть сведения, что один из автобусов ХАРЗ-5259 работал во Львове.

(с) Андрей Бутковский, 2009

Источники:

  1. Автобус "Харьковчанин": горисполком рекомендует // Медиа-группа "Объектив", 05.02.2003;
  2. Бизнес на колесах // Вечерний Харьков, 05.06.1997;
  3. Будет харьковский автобус // Вечерний Харьков, 13.02.1997;
  4. КамАЗ испытывает новый автобус // Газета "Коммерсантъ", № 41(264) от 06.03.1997;
  5. Кто последний на автобус? // За рулем, № 7, 1998;
  6. Куда вывезет новый автобус? // Вечерний Харьков, 28.10.1995;
  7. Настроение - рабочее // Вечерний Харьков, 21.09.1996;
  8. Информация, предоставленная ГП "Харьковский авторемонтный завод № 126"


Техническая характеристика автобуса ХАРЗ-5259:

Габаритные размеры
Длина, мм 11400
Ширина, мм 2580
Высота, мм 2840
Колесная база, мм 5840
Колея передних колес, мм 2050
Колея задних колес, мм 2170
Клиренс, мм 315
Высота уровня пола над дорогой, мм 750
Масса и наполняемость автобуса
Полная масса автобуса, кг 17425
Количество мест для сидения 28
Общее количество мест 114
Двигатель
  ХАРЗ-5259 ХАРЗ-52591 ХАРЗ-52592
Марка двигателя КамАЗ-7408.10 Д-6112 ЯМЗ-236
Тип дизельный дизельный дизельный
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 144(195) 180(240) 132(180)
Номинальная частота вращения, об/мин 2200 2100 2100
Крутящий момент кгс * м 70 105 68
Количество и расположение цилиндров V-8 V-6 V-6
Диаметр цилиндра, мм 120 130 130
Ход поршня, мм 120 120 140
Степень сжатия 17,0 15,0 16,5
Рабочий объем, л 10,85 9,55 11,15
Удельный расход топлива, г/л. с. ч. 155 169 164
Масса двигателя, кг 715 950 895
Трансмиссия
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 6
Передаточные отношения КПП 7,46-4,26-2,78-1,885-1,31-1,0-6,9(з.х.)
Прочие параметры
Тормозная система Пневматическая, тормозной механизм барабанного типа с приводом на все колеса
Отопление Жидкостное, калориферное (4 калорифера в салоне и 1 - в кабине водителя)
двухрежимное (от системы охлаждения двигателя и от автономного отопителя)
Максимальная скорость, км/ч 75
Минимальный радиус поворота, м 9,6
Максимальный угол подъема, град 20
Угол съезда/въезда, град 9/11,5
Объем топливного бака, л 225
Номинальное напряжение электрооборудования, В 24
Аккумуляторы 6СТ-190А
Шины 11/70R22,5