Новости. Чеховский злоумышленник на современный манер

Газета "Время", 26.08.2011.

Свой рассказ «Злоумыш­ленник» А. П. Чехов написал в 1885 году, когда по Российской империи еще только прокладывались первые железные дороги.

Но желающих «прихватить для хозяйства» что-нибудь из железно­дорожного оборудования уже тогда было предостаточно.

Ловушки для воров

Три года спустя страшнейшая железнодорожная катастрофа (крушение царского поезда) показала всю серьезность проблемы безопасности движения. Сегодня она стоит еще более остро: изменились скорости, выросла сложность оборудования, стал гораздо более интенсивным график движения. А потому вся система железнодорожного ведомства ориентирована на постоянную проверку надежности каждого агрегата и узла, каждого метра стального пути, кабеля и провода. Увы, добавляют транспортникам проблем действия нечистых на руку граждан, аппетиты которых с чеховских времен тоже весьма изменились. Теперь их интересуют не гайки для рыболовных грузил (как главного героя рассказа «Злоумышленник»), а куда более дорогостоящее оборудование, содержащее цветные металлы.

Только за первое полугодие этого года зафиксирован 61 случай хищения железнодорожного имущества, задействованного в работе систем автоматики и связи. С одной стороны, этот показатель можно назвать позитивным, ведь год назад за аналогичный период произошло 79 краж (на 23% больше). С другой стороны, только в этом полугодии ЮЖД потерпела убытков на 108 тыс. грн., а каждое хищение при совпадении неблагоприятных факторов может привести к срыву графика движения или даже аварии.

Что же интересует воришек в первую очередь? На первом месте в «рейтинге популярности» — дроссель-трансформаторы, их было похищено 28. На втором — аккумуляторы (19 штук). Кабель «охотники за металлом» тоже не обходят стороной — только за этот год их совокупная «добыча» составила 301,6 м. Кроме того, было разбито 16 наружных линз светофоров, похищено 80 деталей из релейных шкафов и 550 м провода воздушных линий связи.

О каждом факте хищений сразу же сообщается линейным органам милиции. Но и сами железнодорожники не лыком шиты. Одного из злоумышленников, например, в этом году задержали и передали правоохранителям работники ВОХР. Гражданин «специализировался» на похищении трансформаторов и сопротивлений на участке Полтава — Малая Перещепинская. Другого («специалиста» по краже кабеля) задержали и передали милиции связисты железной дороги, работавшие на участке Казачья Лопань — Наумовка.

Многое предпринимается на ЮЖД для того, чтобы предотвращать такие кражи. Совершенствуются замки релейных и батарейных устройств, устанавливаются защитные сетки на светофоры. Там, где возможно, интересующее воров оборудование заменяется на антивандальное. Например, чугунные крышки люков, на которые нередко зарятся «охотники за металлом», сейчас меняют на полиэфирные. Крупные металлические звонки на переездах заменяются на сирены нового образца: размером с 2–3 спичечных коробка, но дающие мощный звук. Что можно — заваривается в металл, чтобы усложнить доступ. Очень трудоемкий процесс, но тяжелый металлический «саркофаг» надежно защищает оборудование от воришек.

Первый заместитель начальника службы сигнализации и связи ЮЖД Степан Каменев рассказывает, что для охраны железнодорожного имущества приходится внедрять все новые и новые ноу-хау. Одно из них — так называемые химические ловушки. В шкафы, где находится дорогостоящая аппаратура, прячут специальные пиропатроны, которые неожиданно взрываются при взломе и обрызгивают злоумышленников особой краской, содержащей составляющую, которая остается на теле преступника даже после смыва самого красящего вещества. Так что даже через время с помощью чувствительной аппаратуры злоумышленника можно разоблачить и призвать к ответственности. Еще одна разновидность химической ловушки — несмываемый мазут, который наносится на ценные детали и устройства.

— На днях механики увидели, как какой-то человек раскрыл путевую коробку, взял трансформатор и бросился бежать, — рассказывает Степан Владимирович. — Наши сотрудники погнались за ним. Он заметил преследование и выбросил свою «добычу» в бурьян. А краску-то смыть невозможно! Так его по горячим следам и удалось сдать в милицию с очевидными доказательствами виновности...

А в районе Балаклеи железнодорожники поставили на оборудование охранное устройство нового типа: оно действует как мобильный телефон, передавая тревожный сигнал в случае попытки хищения.

На грани крушения

Степан Каменев говорит, что масштабные меры по противодействию воровству предпринимаются неслучайно, ведь каждое похищение каких-то деталей — это риск возникновения чрезвычайной ситуации:

— К примеру, при похищении трансформаторов из путевых коробок теряется контроль свободности путей. То есть диспетчер видит на пульте, что путь занят, а в действительности он свободен. Одновременно теряется и контроль целостности рельсов, так как эти устройства постоянно контролируют данный параметр. Это уже нестандартная ситуация. Значит, дежурному надо выходить на линию и убеждаться, что путь свободен, рельсы целы, стрелки установлены правильно и т.д. В результате тратится драгоценное время, да и человеческий фактор может сработать, ведь автоматика все-таки работает надежнее. Если на путях все в порядке, обходчик возвращается назад и дежурная выписывает приказ машинисту отправиться по запрещающему сигналу светофора. При этом разрешается скорость лишь до 20 километров в час, а ведь поезд должен проезжать около 100 километров в час! В результате — недовольство пассажиров, опоздания поездов.

В арсенале железнодорожников — десятки рассказов о пойманных воришках. Например, в районе Казачьей Лопани внезапно исчезла связь в сторону Российской Федерации. На линию вышли электромеханик связи и электромонтер. Идут, ищут повреждение и вдруг видят двоих «старателей»: вырыли мужики связевой кабель, оттащили в посадку и уже начинают «добывать медь». Одного железнодорожники поймали сами, другого чуть позже задержала милиция. А на участке Люботин — Полтава несколько месяцев назад железнодорожникам попался на горячем студент. Он жил в Полтаве, а в Люботине, поближе к месту «работы», снимал квартиру. Оказалось, паренек успел похитить 58 трансформаторов стоимостью в 1,5 тыс. грн. каждый.

Не только воры досаждают транспортникам, но и хулиганы. В районе Дергачей, Люботина, ряда других населенных пунктов, молодежь придумала себе дурное развлечение: по дороге с дискотеки бросать камни в светофоры. А ведь после этого машинист не видит цветового сигнала. Достаточно разбить линзу, чтобы сбилась фокусировка, и свет светофора стал невиден за километр, как это положено.

К счастью, аварий из-за этих хулиганств и хищений на Южной дороге не было. А вот остановки поездов — бывали, и не раз, ведь при исчезновении деталей система переходит в «запрещающее положение». Но на Одесской и Приднепровской дорогах несколько лет назад из-за злоумышленников были случаи схода поездов с рельс.

Но каждая такая ситуация требует от железной дороги огромных трудозатрат. Если злоумышленники (а они порой работают целыми бригадами, маскируясь под самих железнодорожников) выкопали из-под земли кабель, связистам необходимо привезти новый, уложить его, подключить. Даже если преступника задержат и осудят (таких примеров тоже немало), нанесенный ущерб он будет возмещать очень медленно.

Потому-то кроме своих основных обязанностей, железнодорожникам приходится осваивать и новые. Например, теперь они совместно с милицией организуют засады на самых криминогенных участках. В одной из таких засад стрелки ВОХР смогли «засечь» машину, на которой увозили похищенные детали. Как выяснилось, житель Рогани нанимал частного водителя, загружал в машину украденное железнодорожное оборудование и свозил к себе домой, где милиция обнаружила несколько трансформаторов, каждый весом в 200 килограммов!

Многие железнодорожные объекты сейчас находятся под постоянным видеонаблюдением, для охраны имущества применяются все новые и новые технологии. Электронная аппаратура фиксирует время хищения многих деталей с точностью до секунды. Железнодорожники подчеркивают, что только за этот год против похитителей было возбуждено 23 уголовных дела. Больше того, в случае аварии вор может быть наказан по более серьезной уголовной статье как виновник травмирования или гибели людей.

Татьяна Буряковская

URL оригинала: http://timeua.info/260811/45916.html
Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.