Новости. Депо Основа: век за веком

Газета "Время", 15.09.2011.

Ровно 100 лет назад, 15 сентября 1911 года на южной околице Харькова возникли железнодорожные мастерские, которые впоследствии превратились в одно из крупнейших в стране локомотивных депо. Прошедшее столетие ознаменовалось для депо Основа многими знаменательными событиями, но традиции, заложенные в его коллективе в начале прошлого века, живы и поныне.

Наш паровоз, вперед лети!

Основа — поселок, известный, в частности, как родина украинского писателя Григория Квитки-Основьяненко, приобрел важное транспортное значение еще в 1908 году, когда здесь открылась железнодорожная станция. В 1910 году в районе этого железнодорожного узла началась активная застройка: возник вокзал и капитальные трехэтажные здания, а в 1911 году появились ремонтные мастерские, которым в 1917 году было присвоено название «Паровозное депо Основа». В период гражданской вой­ны именно здесь был создан «Особый корпус Ильича», в состав которого вошли два бронепоезда, полк пехоты и рельсовосстановительный отряд. В 1918 году этот корпус принимал участие в освобождении от немецких оккупантов и деникинцев железнодорожного узла Основа и других населенных пунктов.

Если 1920-е годы ушли, в основном, на восстановление разрушенного гражданской войной, то в 1930-х началась активная модернизация депо. На смену старым паровозам пришли более современные, соответственно и депо должно было иметь возможность для их ремонта и обслуживания. С декабря 1934 года по решению ЦК ВКП(б) депо присвоено название «Паровозное депо имени С.М. Кирова».

12 октября 1941 года в связи с угрозой оккупации города Харькова фашистами наиболее ценное оборудование депо и часть сотрудников были эвакуированы в Казахстан, в город Актюбинск, где была сформирована 10-я Колонна НКПС. Многие железнодорожники из Основы принимали участие в Великой Оте­чественной войне, среди них — первая в депо женщина-машинист Лидия Назаренко, которая в самые грозные годы водила поезда на фронт, принимала участие в освобождении Ленинграда. Трое из сотрудников депо получили звание Героя Советского Союза, один был награжден тремя Орденами Славы, многие имеют боевые награды за героизм, мужество и самоотверженность.

Исторический факт — в первый же день освобождения города Харькова, 23 августа 1943 года, работники депо приступили к восстановлению предприятия и ремонту паровозов. После войны интенсивность движения по стальным магистралям постоянно увеличивалась. Работники депо с честью выдерживали все эти нагрузки, обеспечивая бесперебойную работу железной дороги. Неслучайно многие сотрудники депо награждены высокими наградами: 53 человека — Орденом Ленина, а машинист Владимир Глазков стал Героем Социалистического Труда. Депо стало кузницей кадров для всей Южной железной дороги, здесь получили путевку в жизнь многие будущие передовики производства, рационализаторы, руководители. Характерно, что первое место работы начальника ЮЖД, Героя Украины Виктора Остапчука — именно локомотивное депо Основа.

Впервые в СССР...

Начало 1960-х ознаменовалось для депо переходом на новый вид тяги — тепловозную. За короткое время в депо освоили ремонт тепловозов, а в 1962 году предприятие получило новое название — «Локомотивное депо станции Основа имени С.М. Кирова». Именно здесь в 1966 году, впервые в Советском Союзе был организован дорожно-экспериментальный цех и лаборатория надежности, которые успешно работают и сейчас. В 1979 году, опять же, впервые в стране, в депо Основа появилась лаборатория технической диагностики (кстати, она до сих пор единственная на «Укрзалізниці»), которая позволяет определить скрытые неисправности тепловозов без их разборки. За время существования этой лаборатории в ней было разработано и внедрено в производство 50 авторских свидетельств СССР, 10 патентов Украины и более тысячи рацпредложений. Созданные здесь экспонаты демонстрировались на международных выставках железнодорожного транспорта в разных странах мира. И сегодня лаборатория технической диагностики продолжает увеличивать срок службы тепловозов благодаря точному определению их технического состояния. А новые локомотивы проходят здесь окончательную настройку и испытания перед выходом в свою трудовую жизнь.

Начальник депо Владимир Бойчук показывает главную гордость своего предприятия — основянских «рабочих лошадок»:

— В пассажирском парке нашего депо находятся 24 тепловоза «ТЭП-70», в маневровом — 18 «ЧМЭ-3», 18 электровозов «ВЛ-82М» и 55 грузовых тепловозов «2ТЭ-116». Средний возраст локомотивов составляет более 20 лет. Кстати, в наши дни более прогрессивным считается электровозное движение. Дорога электрифицируется, и мы уже готовы к переходу на электровозы. Первые 14 локомотивных бригад еще 5 лет назад обучились работе на электровозах. А сегодня все машинисты в нашем депо имеют права на управление и тепловозом, и электровозом.

Впрочем, совершенствование навыков вождения электровозов продолжается постоянно. В депо имеется компьютерный тренажер, с помощью которого можно моделировать и отрабатывать любые ситуации, в которых может оказаться локомотивная бригада во время движения поезда. Учебное место оборудовано как кабина машиниста, только вместо переднего стекла — огромный монитор, отражающий условия реальной дороги, например, участка Харьков—Полтава. За этим тренажером можно испытывать тормоза на их эффективность, тренироваться устранять различные неисправности электровоза и т.д. — чтобы в результате повысить свою квалификацию и быть готовым к любой неожиданности в пути.

Всем известно, что работа машиниста является одной из самых напряженных. В течение нескольких часов вести многотонную махину, ни на секунду не ослабляя своего внимания, по силам далеко не каждому. Поэтому в депо Основа обследованию здоровья машинистов и условиям их отдыха после смены уделяется особое внимание. А недавно здесь появилась еще и комната психоэмоциональной разгрузки, где можно и целебного чаю выпить, и в массажном кресле отдохнуть, и хорошую музыку послушать, а если необходимо — получить консультацию профессионального психолога.

Без прошлого нет будущего

Сегодня локомотивное депо Основа — самое большое на ЮЖД и одно из крупнейших в Украине. Оно обслуживает участок общей длиной в 1550 км, который охватывает такие населенные пункты как Харьков, Ворожба, Полтава, Кременчуг, Смородино, Готня, Красноград, Шебелинка, Чугуев, Змиев и Изюм. Площадь тяговой территории депо составляет 282 тыс. кв. м, на предприятии трудится 1288 человек, а ремонтных позиций в депо целых 29.

Если же отвлечься от статистики и технических параметров, то можно сказать, что само по себе депо Основа похоже на небольшой город — со своими улицами, зданиями, сквериками и даже памятниками. Несмотря на то, что во время войны депо подвергалось многочисленным бомбардировкам и было почти полностью разрушено, здесь сохранился старинный — с изящными арочными входами — паровозоремонтный цех, теперь в нем ремонтируют железнодорожные краны. Есть в депо и своя «Зеркальная струя» — фонтанчик, очень похожий на тот, что является достопримечательностью Харькова. Возле него любят фотографироваться гости депо и жители района Основа. Неподалеку — памятник работникам депо, погибшим во время Великой Отечественной войны. А у северной и южной проходных трогательными памятниками ушедшей эпохе стоят два паровоза. Вот уже полвека, как их сменили тепловозы, но до сих пор, приходя в родное депо, ветераны-железнодорожники встречаются именно здесь, у паровозов, на которых им еще довелось поработать в молодости. В кризисные 1990-е железнодорожники не поддались соблазну сдать последние паровозы в металлолом, оставив их для потомков — на память о том, в каких условиях работали железнодорожники первой половины ХХ века.

— Я бы хотел низко поклониться тем людям, которые заложили крепкий фундамент паровозного движения, — говорит Владимир Бойчук. — Их уже нет в живых, но мы продолжаем их традиции.

А память о тех, кто создавал депо и развивал его в дальнейшем, бережно хранится в народном музее этого предприятия, существующем вот уже 30 лет.

— Самый старый экспонат у нас в музее — это фотография первого коллектива «Паровозного депо Основа», сделанная в 1913 году, — рассказывает хранительница музея Елена Статкевич. — Представлены здесь и старинные орудия труда железнодорожников: огромный полутораметровый ключ для дальних колосников в топке паровоза, багор, гордостью экспозиции является лубрикатор — прибор для автоматической подачи смазки, и пресс-масленка системы Алекса Фридмана, которые использовались на первых паровозах. Аналогов этим экспонатам, кстати, нет даже в музее Южной дороги. Это — большая редкость. Мы собираем и старинные фонари обходчиков, ведь их использовали не только путейные работники: фонари эти вешали на правое и левое крыло паровоза для определения габаритов поезда. И, конечно, есть в экспозиции несколько «шарманок» — так называли ящик машиниста с его инструментами. У каждого машиниста была своя «шарманка», которая передавалась по наследству. Музей у нас общественный, и он постоянно пополняется, ведь все реликвии — старые фото, награды, вещи и документы — сюда приносят жители Основы, большинство которых так или иначе связаны с работой на ЮЖД.

Музей депо — не бутафория, он работает ежедневно, кроме выходных. Среди его экскурсантов много детей, студентов, приезжают международные делегации. А когда в депо приходит новый работник — его в первую очередь ведут в музей, чтобы чтил и продолжал славные традиции предприятия. Ведь техника техникой, но главное в депо Основа — люди, о которых можно сказать с уверенностью: и через сто лет они будут хранить традиции, заложенные первыми железнодорожниками — традиции трудолюбия, компетентности, профессионализма и высокой ответственности.

Татьяна Буряковская

URL оригинала: http://timeua.info/150911/47117.html
Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.