Новости. Последняя зима юбиляра с двадцатилетней историей. В Харьковском метро хотят отказаться от жетонов

Медіа-група "Об'єктив", 25.02.2012.

В этом году исполняется ровно 20 лет с тех пор, как в подземку харьковчане и гости города стали входить по жетонам. В нынешнем руководстве предприятия сочли, что и без того убыточному предприятию жетон обходится слишком дорого. Решили заменить его бумажным билетом.

За 20 лет жетон Харьковской подземки менял внешний вид 4 раза. В 1992 г. он был прозрачным, оранжевого цвета, через два года - стал мутным. Еще через пару лет изменил цвет кардинально - стал зеленым. Последние 12 лет харьковчане пользуются прозрачными жетонами цвета морской волны.

Григорий Гамбарян заинтересовался жетонами еще в девяностых. Коллекционер рассказывает - до этого собирал монеты. Сегодня в его коллекции есть жетоны всех стран бывшего Советского Союза, где есть метро.

Григорий Гамбарян, коллекционер жетонов: Многие из них были без всяких надписей, и было интересно узнать, кто их делает, где, когда. И вот тогда у многих интерес появился в те годы.

Метрополитены других стран пассажиров обычно пропускали по железным жетонам. Делать их полимерными харьковские ученые придумали первыми. Технология производства - уникальна. При изготовлении используются специальные светящиеся краски.

Коллекционировать жетоны в кармане или кошельке, привыкли почти все харьковчане, которые пока не обзавелись пластиковыми картами. Но скорее не на память, а просто, чтобы в очередях в час пик не стоять. В преддверии Европейского первенства по футболу метрополитен планировал выпустить подарочные наборы жетонов для гостей города. Но, похоже, совсем скоро и в карманах харьковчан место освободится, а европейцам удастся увезти домой совсем не коллекционный кусочек бумажки.

В Харьковском метрополитене не раз заявляли, что предприятие работает себе в убыток. Сэкономить в подземке решили, заменив жетон бумажным билетом. Подсчитали - сохранить удастся почти в пять раз больше денег. Да и стоимость проезда повышать не нужно.

Федор Поляков, главный экономист КП «Харьковский метрополитен»: Жетонное хозяйство, к сожалению, - постоянные затраты. То, что 68 копеек сегодня он стоит, сегодня номинал его - изготовление - это не все еще. Для того, чтобы он, этот жетон, еще крутился в обороте, и все прочее, там масса людей наших задействована.

Это аппарат, который будет выдавать пассажирам бумажные билеты. В метрополитене уверяют: подделать талон будет невозможно.

Михаил Карамшук, гендиректор КП «Харьковский метрополитен»: Программа обеспечивает считывание билета, когда он будет использован на проход. И после этого все ксероксы, все штрих-коды этого билета закрываются. Никто по этому или поддельному никуда не пройдет.

Валерий Гук был одним из тех, кто проектировал Харьковскую подземку. Ее ученый знает, как свои пять пальцев. Рассказывает: переход на бумажные талончики финансовых трудностей метрополитену лишь добавит. Ведь если купленный сегодня жетон можно использовать когда угодно, то бумажный талончик прослужит всего один день.

Валерий Гук, профессор урбанистики: Они хотят удешевить свои затраты, но это разовое удешевление. Дело в том, что бумажных билетов нужно тратить будет до 800 тысяч в сутки, а жетон у них в тысячу раз идет в оборот.

После перехода на бумажные билеты харьковчане могут пересесть на автобусы - предполагает эксперт. В подземке, где раньше удавалось экономить время, покупка талона станет гораздо более длительной процедурой.

Валерий Гук, профессор урбанистики: Покупка одного билета, он не так легко вставляется, как жетон. То есть, будут потеряны какие-то доли секунды - потом превращаются в целом в тысячи часов потери времени пассажирами.

К тому же, если современные банкоматы предлагают экономить на бумаге, не распечатывая чек, то этот аппарат экологически экономным назвать можно едва ли. Ежедневно он будет выдавать сотни тысяч бумажных талончиков.

Валерий Гук, профессор урбанистики: Экология отражается только на том, что будет уходить соответствующая древесина на эти билеты.

Дома у Григория Гамбаряна - сотни жетонов. Харьковские экспонаты, наряду с другими, вышедшими из обихода, совсем скоро станут уникальными.

Григорий Гамбарян, коллекционер жетонов: Наверное, буду что-то собирать, может, что-то другое. Собирательство - увлекательная штука.

Автор: Яна Танчак

URL оригинала: http://www.objectiv.tv/250212/67075.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Комментарии

ктм
27.02.2012 15:51
Подводных камней хватит. Вот ситуация. Мне ныжен билет на одну поездку. Самая мелкая купюра 5 гривень. Значит автомат даст мне два билета и гривню сдачи.Выходит один билет у меня пропадёт. Или будет кнопка, которая будет задавать колличество билетов?

ХотаБич
28.02.2012 20:08
Их и сейчас хватает. Вы никогда не попадали в ситуацию когда у вас меньше 20 гр в кармане нет, а надо взять всего пару жетонов? Я один раз на Южном вокзале более получаса потерял на то чтобы разменять 20 гр.

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.