Новости. Пешеходы! Смотрите под ноги

Газета "Время", 18.04.2012.

Специалисты утверждают, что разница между низким и высоким уровнем цивилизации города заключается не в состоянии автодорог или разветвленности метро, а в качестве пешеходной зоны. Если посмотреть на наши тротуары, станет понятно, что Харьков находится на весьма среднем уровне.

Бесспорно, пешеходы, в отличие от автомобилей, сравнительно легко могут обойти любую лужу, яму или канаву. При этом мы обычно не обращаем внимания на покрытие своей «тропы» — утоптанная земляная дорожка, плитка или асфальт. Зимой дело похуже. Особенно, если плитка покрыта льдом. Одна из моих знакомых недавно построила весьма неплохой, по любым меркам, дом. К входной двери этого дома ведет широкое красивое крыльцо. Но зимой взобраться по нему можно только вцепившись в перила обеими руками – сказать, что плитка здесь под ногами скользкая, ничего не сказать.

— Могу предположить, что там положили плитку, предназначенную для облицовки стен в ванных комнатах, — говорит заведующий кафедрой технологии до­рожно-строительных материалов Харьковского национального автомобильно-до­рож­ного университета Виктор Золотарев. – Какая плитка должна была там быть? Керамическая обожженная…

Специалисты во все времена были больше озабочены строительством дорог, а не тротуаров. Есть города, где и сегодня можно увидеть почти не пострадавшую за много веков брусчатку. С конца XVIII века во многих городах Западной Европы тротуары стали выглядеть как мозаика из высокопрочных и морозостойких горных пород. Асфальтовое покрытие завоевало рынок более сотни лет назад благодаря своей экономической эффективности и гладкой поверхности. А с конца ХХ века на тротуары начали укладывать бетонные плиты. Кстати, в Киеве до сих пор находятся в эксплуатации гладкие плиты, уложенные в 1905—1907 годах. Правда, на некоторых из них уже заметны трещины. В последние годы в ФРГ, Дании, Голландии и других европейских странах стали применять фигурные «мелкоразмерные бетонные элементы». Все чаще их можно увидеть и в нашей стране.

Важным преимуществом тротуарной плитки является ее долговечность. В результате сравнительно большого перепада температур и механических воздействий асфальт покрывается трещинами. А «правильная» тротуарная плитка в тех же условиях не теряет своей прочности и привлекательности, но бетон, который используется при производстве тротуарной плитки, включает в себя цемент, заполнители, воду и добавки. Чтобы повысить влагостойкость и сопротивление перепадам температур, в состав бетонной смеси добавляют пластифицирующие, воздухововлекающие и гидрофобизирующие добавки. Здесь необходимо четкое соотношение пропорций всех этих компонентов и жесткое соблюдение технологии производства.

— Большая часть це­ментно-бетонной плитки, которую у нас сейчас изготавливают, являет пример того, что происходит при несоблюдении правил, — считает профессор Золотарев. – Потому такая плитка год-два полежит – и сыплется. Из-за того, что технологии не соблюдены и составы не контролируются. Уже не говоря о том, что зимой плитку, когда очищают от льда, обычно бьют кайлом. Для асфальта такие методы почти не страшны. Что касается плитки, то почти незаметная трещинка в ней приводит к тому, что сюда попадает вода, и начинается быстрый процесс разрушения…

А вообще тротуарная плитка долговечна. В сравнении с асфальтом, она выдерживает большие нагрузки. Но даже если появились повреждения плиточного покрытия, исправить их не представляет большой проблемы. Ведь, опять же, в отличие от асфальта, такое покрытие разбирается так же легко, как и собирается. А если еще вспомнить неприятные (и вредные, как говорят) «асфальтовые» испарения в жаркое время года битумных смол, то выбор покрытия кажется однозначным.

— Я бы не был столь категоричным, — сообщил Виктор Александрович. — Каждый материал должен занимать свою нишу. Однозначно сказать, что лучше — асфальт или плитка, по моему мнению, нельзя. Плитка более эстетична, ее удобно удалять при ремонте подземных коммуникаций и т.д. Если плиточное тротуарное покрытие правильно изготовлено и уложено, оно вполне может быть весьма комфортным. Но ситуация быстро меняется к худшему при большом объеме работ. Их качество зависит от проекта, материалов, машин и культуры производства. Нормативные документы у нас хорошие. Но они ориентированы почти на идеал. Но ведь бывают и недобросовестные поставщики. Это уже не говоря о том, что хорошая тротуарная плитка дешевой быть не может. Компоненты бетонной смеси стоят немало и современное оборудование требует определенных затрат. При этом стоимость укладки плитки и асфальтобетона почти одинаковая…

Асфальтобетонная смесь приготавливается при нагреве в смесителях из взятых в определенных соотношениях щебня, песка, минерального порошка и битума. Покрытия из этой смеси обладают как рядом достоинств, так и существенных недостатков. В частности, для них нужны прочные и устойчивые основания. Ведь при неравномерном осаживании быстро разрушаются. К тому же, такие покрытия не стойки к перепадам температуры — при охлаждении они становятся хрупкими, в них появляются трещины. А в жаркую погоду — легко деформируются и ухудшают микроклимат окружающей территории.

— За рубежом плитка тоже шелушится и асфальт трескается, — говорит Виктор Золотарев. — Но в Японии, например, на дорогах и тротуарах применяют пористый асфальт. Это покрытие пропускает влагу, поэтому после дождя на тротуарах нет луж. У нас существует дефицит хороших, качественных материалов. Можно любую технологию предложить, но если исходные материалы будут не те, что нужны, толку не будет. Было бы правильно, если бы у нас для покрытия тротуаров применялся мелкозернистый (с зернышками не крупнее 5 миллиметров), «песчаный» асфальтобетон. При этом необходима независимая лаборатория контроля качества работ, соблюдения стандартов. Нужно вести постоянный мониторинг того, где, кто и что положил. Чтобы потом с соответствующей фирмы спросить можно было.

Нет смысла ожидать, что городские власти начнут срочно (как на основных дорогах перед «Евро-2012») и массово менять покрытие харьковских тротуаров. Но на их ремонт можно было бы рассчитывать. Плитку, как мы уже знаем, можно легко заменить. С асфальтом проблем больше – трещины в нем нужно заливать битумно-полимерной мастикой. Если этого не делать, тонкие трещины превращаются в большие разломы. Специалисты все это прекрасно знают. Но все эти технологии у нас применяют только эпизодически.

Аркадий Генкин

URL оригинала: http://timeua.info/180412/58025.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.