Новости. Парк антикварного периода
Газета "Время", 05.07.2003.
Любой харьковчанин, пользующийся муниципальным электротранспортом, знает, что такое местный трамвай.
Каждое утро я беру его штурмом. Поэтому мое постоянное место возле двери, которую заклинивает на каждой остановке. Резким движением руки дергаю полуразвалившиеся дверные створки и те, отблагодарив меня протяжным скрежетом, медленно закрываются. «Зайцы» всех мастей бегают по вагону, пряча свои «длинные уши» за спины сознательных пассажиров. Искореженные сидения и «ампутированные» поручни навевают тоску. За дребезжащим стеклом проплывают знакомые улицы. Вот и моя остановка. Выхожу, закрываю за собой дверь. Смотрю вслед уходящему, слегка подрагивающему на стыках рельс трамваю. Весь его вид говорит о том, что проблемы у ХТТУ есть, и проблемы серьезные…
Для справки. Ежедневно в Харькове на линии выходит около шестисот единиц электротранспорта — 336 трамваев и 270 троллейбусов. В течение суток они перевозят более восьмисот тысяч пассажиров, что в структуре городских перевозок составляет 51 — 52%, от всех других видов транспорта. По проездной способности трамвай и троллейбус уступают лишь метро. Заменить этот вид транспорта другим невозможно.
— Тяжелый период для нашего управления начался семь — восемь лет назад, когда резко сократилось финансирование, — рассказывает Юрий Михайлович Кость, заместитель начальника по эксплуатации ХТТУ. — Какой-то отрезок времени мы работали на старом запасе, по инерции, когда большая часть транспорта была еще сравнительно новой. Сегодня же около 80% подвижного состава от имеющегося в наличии уже отработало свой ресурс и подлежит списанию. За одиннадцать лет ХТТУ не приобрело ни одного нового трамвая. Еще пять лет, и сто процентов подвижного трамвайного состава будет полностью изношено. Почти за шесть лет в нашем троллейбусном парке не появилось ни одной новой машины. Лишь в конце прошлого года горисполком выделил 3,5 миллиона гривен, на которые мы купили восемь новых троллейбусов. Кроме того, за последние три года увеличилась статья расходов на электротранспорт в городском бюджете. Пусть не стремительная, но это уже положительная динамика. Однако «дыр» накопилось очень много. Постоянная потребность в запасных частях. Ведь трамвай, который отслужил свой срок, чаще ломается. Срок службы трамвая 16 лет, а средний возраст работающих сейчас на линии уже 20. Трамваи и троллейбусы выходят на маршрут, но в любой момент могут встать из-за поломки и вернуться в парк. К этому можно добавить состояние путевого хозяйства, контактного провода — все это требует дополнительных финансовых затрат. Около 30% трамвайных путей исчерпали свой ресурс. Если раньше ежегодно меняли 30 — 40 километров отработавшего контактного провода, то за последние пять лет не менялся ни один метр. Только в последние два года, за счет своих средств и средств, выделенных из бюджета города, наше управление пытается поправить ситуацию по путевому хозяйству.
Но есть у муниципального транспорта и проблемы, которые, образно говоря, «наезжают» извне. …Разворотное троллейбусное кольцо у станции метро «Барабашова» (или на станциях «Университет», «Научная»). Бойкое место, «лакомый кусок» для любого коммерческого транспорта. Каждые три-четыре минуты из метро «выплескивается» плотный поток пассажиров. Отсюда и скопление частного транспорта. В таком количестве он не был предусмотрен при проектировании разворотного кольца. Изначально расчет делался только на троллейбусное движение с учетом интервалов между приходом машин. Сейчас на эти же троллейбусные кольца запущено огромное количество маршрутов коммерческих автобусов, маршрутных такси, создающих не только аварийную, но и серьезную конкурентную ситуацию. Понаблюдав хотя бы полчаса за любой остановкой на «бойком» месте, вы увидите, что толпа потенциальных пассажиров уже на выходе из метро разделяется надвое. Одни спешат к коммерческому транспорту, другие «стоят» на остановке муниципальных троллейбусов. Принцип этого расслоения прост и вполне подходит под определение «социальный». Те, кого устраивают тарифы «частников», — садятся к ним. Кто имеет льготы и те, кто рискует проехать «зайцем», (что возможно только в государственном транспорте, в коммерческом не заплатишь — не поедешь) — ждут, когда из-за поворота выедет долгожданный троллейбус, давно превзошедший свои технические возможности по сроку службы. Вот он медленно подъезжает к остановке и распахивает двери. На первый взгляд, кажется, что такое количество пассажиров принять один троллейбус не способен, но практика доказывает обратное — хлынувший людской поток постепенно растворяется внутри как будто раздавшейся в боках «гусеницы» салона. Однако переполненный троллейбус в отличие от переполненного коммерческого автобуса отнюдь не означает, по уже известной вам причине, хорошую выручку от каждого рейса. И получается, что муниципальный электротранспорт, составляя в структуре городских перевозок 52 процента, занимается большей частью благотворительной деятельностью, а частники «гребут» деньги пусть не лопатами, но и не совочками. Той же выручки, которую сегодня собирает горэлектротранспорт, хватает только на заработную плату работникам, которая, кстати, далеко не столь высока. Некоторое подспорье, правда, внутренняя и наружная реклама, прикрывающая старенькие, «на ладан дышащие» трамваи и троллейбусы, оптимистичными призывами и яркими картинками сигарет, стиральных порошков, напитков. Однако деньги от рекламы капля в море на фоне скопившихся проблем.
Ситуация почти тупиковая: при мизерном государственном финансировании ХТТУ не может заработать даже на том, на чем ему сам Бог (то бишь закон) велел — на пассажирских перевозках. Судите сами — 28 категорий льготного контингента ездят бесплатно или за сниженный тариф на 83 миллиона гривен в год, которые должно управлению компенсировать государство. Должно, но не компенсирует. Вот и радуемся, что на миллионный город за шесть лет удалось приобрести аж восемь новых троллейбусов.
Я понимаю, лишить сегодня Харьков коммерческого транспорта было бы равносильно катастрофе. Однако если существующее положение вещей оставить неизменным, мы загоним себя в такой тупик, из которого будем выбираться еще очень долго. Возможно, надо побороться за снижение тарифа для ХТТУ (как в Киеве) по электроэнергии. А параллельно все-таки сделать подвижной систему оплаты для всех льготников — пусть «бесплатники» платят, хотя бы как в советские времена, по 5 копеек. По кругу это тоже будет существенная добавка в казну ХТТУ. Одним словом, надо думать всем харьковским «миром», ибо, как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
В четверг парламент так и не проголосовал ни одного закона по решению проблем на продовольственном рынке и в АПК, несмотря на то, что днём раньше законопроекты были рассмотрены депутатами и получили позитивную оценку.
Константин Холодилов.
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай, Троллейбус |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.