Новости. Деньги для дорог: близок локоть, да не укусишь

Газета "Время", 02.10.2013.

Кто бывал на Купянщине, наверняка согласится с мнением, что край этот прекрасен — богатой природой, радушными людьми, старинной архитектурой райцентра.

Вот только передвигаться по нему на автомобиле ну просто невыносимо — такие уж здесь дороги.

Субвенция вместо дорожного сбора

Состояние местных автомобильных дорог и подготовка их к наступающей зиме стали основной темой совещания, которое прошло на днях в Купянском доме советов. По инициативе народного депутата Украины Виктора Остапчука за «круглым столом» собрались руководители Купянска и Купянского района, представители Харьковской облгосадминистрации, Службы автомобильных дорог, Харьковского облавтодора, председатели сельских и поселковых советов, журналисты, представители общественности.

Почему темпы ремонтов наших дорог не успевают за процессами их разрушения? Что могут сделать для улучшения ситуации законодатели и власть на местах? Оказывается, на эти вопросы есть немало ответов. Мэр Купянска Владимир Демченко в своем выступлении подробно рассказал о причинах, которые даже при наличии средств на ремонт дорог не дают возможности использовать эти деньги с максимальной отдачей:

— Раньше существовал дорожный сбор, деньги от которого поступали в местный бюджет. Например, несколько лет назад эта сумма для города Купянска составляла 1,4 млн. грн. Теперь дорожного сбора нет, а есть государственная субвенция, которая выплачивается за счет средств акциза, собираемого при заправке автомобиля. Сегодня для Купянска она составляет 1,6 млн. грн. Но при этом нам из столицы указывают, на какие именно работы мы должны ее потратить, как будто там лучше знают, в каких ремонтах — текущих или капитальных — нуждаются дороги Купянска. Чтобы иметь право использовать эти деньги, нам еще нужно получить согласование у губернатора. А заранее точно рассчитать объемы предстоящих работ невозможно, поскольку разрушения на дорогах в мае будут уже большими, чем в феврале. С корректировками, опять-таки, нужно выходить на областной уровень. И в результате мы теряем драгоценное время.

Отдельная проблема — расчеты с подрядчиками, ремонтирующими дороги. Деньги за выполненные работы государство им хронически недоплачивает. В результате предприятия не могут продолжать работать даже в долг, поскольку им попросту не за что купить материалы.

— Нам предлагают находить таких подрядчиков, которые могут вложить 2—3 млн. грн. и будут в течение некоторого времени ждать оплаты, — говорит Владимир Демченко. — Но найти таких подрядчиков очень сложно.

Еще один недочет государственного финансирования ремонта дорог состоит в том, что деньги, предназначенные для того или иного населенного пункта, законодательство запрещает использовать неравномерно в течение года. Но кто будет ремонтировать дорогу в ноябре или декабре?! — резонно вопрошают и дорожники, и местные власти. Определенным выходом из этой ситуации могли бы стать кредиты, взятые на условиях возврата из средств той же субвенции по мере их поступления. Тогда бы весь годовой объем ремонта дорог можно было выполнить в самый подходящий период с мая по сентябрь. Однако такой механизм государством не предусмотрен. А средств местного бюджета хватает, как правило, только на текущие ремонты и содержание дорог. Предложение Ассоциации мэров городов о предоставлении местным властям возможности размещать средства из бюджета развития на депозитах коммерческих банков, чтобы использовать дивиденды для ремонта дорог, тоже не нашли отклика в Кабмине.

С миру по нитке...

Если протяженность дорог в Купянске составляет 135 км, то по району их в три раза больше — почти 430 км. Из них около 80 км государственного значения и 350 км — местного. Есть еще 39 км улиц, некогда принадлежавших колхозам и совхозам, а ныне — бесхозных. О состоянии этих дорог рассказал участникам совещания глава Купянской райгос­администрации Геннадий Ковшарь:

— В этом году субвенция из государственного бюджета на строительство и ремонт дорог коммунальной собственности составляет 430 тыс. грн., а из областного бюджета — 166 тыс. грн. В начале года на собрании всех председателей сельских советов было решено, в каких сельсоветах мы будем строить и ремонтировать дороги на эту сумму. Понятно, что на 20—30 тыс. грн, если распределить деньги по всем сельсоветам, ничего существенного сделать невозможно. Поэтому было решено все эти средства направить для ремонта улиц четырех сельских советов: Кондрашовки, Неч­володовки, Кругляковки и Кисловки. Еще сделали проект для улицы Северной в селе Петропавловка, надеемся, что в следующем году что-то удастся обновить. Также благодаря помощи Виктора Николаевича Остапчука, возглавляемого им общественного союза «Соціальний рух поваги» и железнодорожным предприятиям, в Купянском районе при ремонте улиц было уложено 2140 кубометров щебня. Работы выполнялись в 7 сельских советах. По обращениям жителей к народному депутату В. Остапчуку был проведен ремонт улиц в селах Кондрашовского, Леснастенковского, Кругляковского, Кисловского, Куриловского, Пещанского, Грушовского сельсоветов. Жителям понравилось, они просят продолжать эту работу.

По словам Геннадия Ковшаря, в настоящее время все дороги в Купянском районе, где есть автобусное сообщение, проезжаемы, и нареканий от населения нет. Основная проблема — это дорога Купянск—Кругляковка, которая не находится на балансе ни одного сельсовета. Дорога эта уже давно нуждается в хорошем ремонте. У районных властей есть договоренности с местными сельхозпредприятиями о ремонте некоторых ее участков за спонсорские деньги, однако дождливая погода не позволяет приступить к работам.

Дороги, забытые в прошлом

О причинах постоянного дефицита финансирования автодорожного хозяйства рассказал и заместитель начальник Службы автомобильных дорог в Харьковской области Сергей Пляка:

— Нынешняя ситуация начала складываться с момента отмены дорожного сбора. Его отчисляли в размере 2,5%, а районы, которые были побогаче и хотели добиться большего в ремонте своих дорог, принимали решение увеличить размер этого сбора. Например, в Балаклейском районе он составлял 4%. И результат этот виден даже сейчас, если сравнить дороги Балаклейского и, к примеру, Купянского районов.

Большая часть отечественных автомобильных дорог построены 50—60 лет назад и уже попросту не отвечают современным требованиям. Сергей Пляка привел в пример дорогу Чугуев—Меловое, которая в последние десятилетия постоянно находится в плохом состоянии, сколько бы ее ни «латали»:

— Дорога эта построена в 1954 году «народным способом». Состав дороги — земля, перемешанная со смолой, — дёгтебетон. С тех пор ее ни разу капитально не ремонтировали за исключением того, что расширили с 6 до 7 метров. А какая сейчас на нее нагрузка! Понятно, что отремонтировать все 107 км этой дороги сразу мы не сможем. Сделали проект на ремонт 23 км. Каждый год обращаемся в «Укравтодор», но это направление остается забытым.

Единственный оптимистичный момент — все дорожные службы Купянщины к работе в зимний период готовы.

2014 год будет посвящен дорогам

Много «наболевших» проблем и нареканий высказывали участники совещания — в основном в адрес слишком сложной системы финансирования дорожного хозяйства.

— Ещё в 2008 году были планы передать дороги местного значения из ведения «Укравтодора» под эгиду местной власти, как это принято в европейских странах. Сейчас реализация этой идеи приняла конкретные очертания, — рассказал народный депутат Виктор Остапчук. — Недавно в комитете по вопросам транспорта и связи Верховной Рады были рассмотрены два законопроекта о реформировании системы управления автомобильными дорогами общего пользования, которые предусматривают разграничение полномочий центра и регионов. Приняв за основу законопроект Кабмина, мы отправили его на доработку. Ведь если местным властям передается ответственность за дороги общего пользования, надо более чётко прописать механизм выделения им средств из госбюджета. После 10 октября планируем в нашем комитете ещё раз рассмотреть уже доработанный законопроект, а затем будем выносить его в парламент.

Что касается недостатков уже существующего законодательства, народный депутат планирует обобщить их и вместе с мэром Купянска и главой Купянской РГА направить обращения в областной совет, Харьковскую облгосадминистрацию и Министерство инфраструктуры с просьбой рассмотреть возможность решения перечисленных проблем при финансировании в следующем году.

А в этом году до наступления зимы на бесхозном участке дороги в районе Купянского литейного завода, вызывающем наибольшее возмущение местных жителей, проведут ремонт с помощью общественного союза «Соціальний рух поваги».

— Ситуация с дорогами на Купянщине очень сложная, — подытожил Виктор Остапчук. — Но, если работать системно и целенаправленно, решить проблему можно. Тем более что 2014 год объявлен президентом Украины Виктором Фёдоровичем Януковичем годом ремонта региональных автодорог. Кроме того, по заданию президента с 2014 года в рамках госбюджета будет создан Государственный дорожный фонд, средства из которого не могут быть изъяты на иные цели, кроме дорожного строительства.

Безусловно, за один год нельзя решить то, что не решалось десятилетиями, но начинать с чего-то надо. Справка

Протяженность сети автомобильных дорог Украины составляет 429 тыс км. Из них 12% государственного и 28% местного значения, остальные 60% —коммунальные дороги в населенных пунктах, ответственность за которые несет местная власть.

80% отечественных дорог построены в 1960—70 годах. С тех пор количество автомобилей возросло в 10 раз.

88% дорог спроектированы под максимальную нагрузку от автомобиля 6 т — в то время как современный грузовой автотранспорт имеет нагрузку 11,5 т на ось. При этом по оценке экспертов более 50% большегрузных автомобилей выезжают на дороги со сверхнормативной нагрузкой.

За годы независимости Украины ремонт дорог финансировался только на 10% от потребности. В настоящее время 97% дорог в стране требуют капитального ремонта.

Татьяна Буряковская

URL оригинала: http://timeua.info/021013/80639.html
Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.