Новости. Как выглядел вокзал в Харькове сто лет назад

Газета "Вечірній Харків", 06.11.2014.

Фрагмент английского рельса 1874 года выпуска, товарный вагон начала 20-х и купейный вагон начала 30-х годов прошлого столетия, паровозы и электровозы и даже настоящий артиллерийский тягач на гусеничном ходу.

Все это можно увидеть в музее истории и железнодорожной техники Южной железной дороги, который с лета принимает гостей.

Немцы завозили свои шпалы

Расположен музей по соседству с Белгородским терминалом вокзала Харьков-Пассажирский в помещении бывшего товарного склада. В нем — три экспозиционных зала, рядом — прямо под открытым небом — выставлены образцы техники, причем не только рельсовой, но и автомобильной.

— За основу концепции построения музейной экспозиции взята дореволюционная структура дороги, — поясняет заведующий музеем Андрей Прохоров. — Экспозиция первого зала посвящена службе пути и зданий, второго —  тяги и подвижного состава, третьего — службе движения. Но поскольку за сто с лишним лет в дорожной инфраструктуре появились и другие подразделения, они также не обойдены вниманием.

Среди экспонатов музея — фрагменты рельсов разных годов выпуска. Сначала самые древние датировались 1901 и 1903 годами выпуска, но две недели назад в музей поступил более старый рельс, изготовленный в 1874 году на заводе в английском городе Шеффилде. А на музейной реконструкции верхнего строения пути можно увидеть стальные шпалы, которые завезли немецкие оккупанты в годы Великой Отечественной войны. Современники могуть посмотреть, как выглядел вход в вокзал Харьков-Пассажирский в 1901 году, а также на каких велодрезинах передвигались жандармы транспортной полиции в конце XIX века.

В центре первого зала — большой макет трехэтажной развязки на Новоселовке. Построена она была в 1911 году, и остается единственной в Украине и одной из немногих в бывшем Союзе.

— В художественном оформлении экспозиции музея принимали участие три поколения семьи харьковских профессионалов-дизайнеров Глушко, — уточняет Андрей Прохоров.

Макет пришлось выносить через окно

Настоящей изюминкой музейной экспозиции является коллекция железнодорожных моделей, автор которой – харьковчанин, ветеран Великой Отечественной войны Борис Федоров.

— Борис Сергеевич (ушел из жизни в 1994 году) был одним из первых в Советском Союзе железнодорожных моделистов, — повествует Андрей Прохоров. — Он работал инженером в ПО «Харьковкоммунпромвод» и занимался судомоделизмом, своими руками собрал малолитражный автомобиль. Но главной его любовью был железнодорожный моделизм. Здесь вы видите десятки моделей паровозов и тепловозов, вагонов, различной путейской техники -- как отечественной, так и зарубежной. Борис Сергеевич пользовался реальными чертежами, изготавливая в уменьшенном размере нужные детали  в своей квартире на токарном станке. Когда семья моделиста передала коллекцию в музей, мы с трудом вынесли макет из трехкомнатной квартиры, где он занимал всю комнату: пришлось вытаскивать через окно.

А на открытой площадке выставлены 36 единиц подвижного состава разных эпох. Самый старый — «нормальный товарный вагон» (НТВ) 1922 года выпуска. «Нормальный» — потому что соответствовал принятым в 1892 году на железных дорогах Российской империи единым нормативам по габаритам. В народе же этот двухосный вагон грузоподъемностью 20 тонн называли «теплушкой» — в нем можно было перевозить 40 человек или  восемь лошадей. Рядом — маневровый танк-паровоз серии 9П, изготовленный на заводе в Муроме в 1951 году. Столь грозное название локомотива объясняется просто: он располагал емкостью (танком) для перевозки воды для собственных эксплуатационных нужд. Интересен и пассажирский купейный вагон, изготовленный в 1931 году на Ленинградском вагоностроительном заводе имени Егорова. Несмотря на примерно такую же длину, как у современных, в нем всего семь купе на 14 пассажирских мест, а тамбур расположен только с одной стороны.

Кстати, локомотивам в СССР было принято присваивать имена вождей. Так, электровозы серии ВЛ расшифровывались как Владимир Ленин. А самый мощный в Европе грузовой паровоз ФД20, выпускавшийся в 30-х – начале 40-х годов прошлого века, назван в честь бывшего наркома путей сообщения Феликса Дзержинского. Железнодорожники сами придумывали локомотивам клички. Тот же ФД называли и Федей, и Федюком, и Феликсом, другой паровоз для грузового движения серии Э имел клички Эхо и Эшак, а тепловоз М62 получил прозвище Машка за простоту конструкции, надежность и неприхотливость.

Прототипом «Харьковчанки» стал железнодорожный тягач

Но не только рельсовая техника находится на службе у железнодорожников, но и автомобильная. И поистине уникальным экспонатом является артиллерийский гусеничный тягач АТ-Т высокой проходимости, предназначавшийся для буксировки прицепов массой до 25 тонн. Эту чудо-машину разработал и выпускал с 1947 по 1979 год Харьковский завод имени Малышева для нужд Советской Армии (в условиях секретности она именовалась изделием «401»), ее создатели — конструкторы Александр Морозов (тот самый, что вместе с коллегами создавал знаменитый танк Т-34) и Михаил Щукин были отмечены Сталинской премией в 1948 году. Тягач создан с использованием элементов танка Т-54, а в экипировку его механика-водителя входит танковый шлемофон: в кабине тягача высокий уровень вибрации и шума. На гражданке этот тягач использовался при освоении Арктики и Антарктики (он стал предшественником знаменитой «Харьковчанки»), а на железной дороге нес службу в составе восстановительного поезда станции Основа.

— Музей охотно посещают те, кто ожидает на вокзале поезд, делая пересадку. Приходят   на экскурсию и харьковские школьники. В будние дни в музее бывает до 50 человек, а по субботам и воскресеньям количество посетителей возрастает до 300, – говорит Андрей Прохоров.

Автор: Олег Столбецов

URL оригинала: http://vecherniy.kharkov.ua/news/98948/
Разделы по теме:
Рубрики:   ЖД транспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.