Новости. Гибрид трамвая с автобусом
Газета "Слобода", 04.11.2005.
Сегодня Харьков невозможно представить без общественного транспорта. А ведь еще 120 лет назад в городе его не было. Жители ходили пешком, пользуясь для перевозки грузов телегами, запряженными лошадьми или волами. Первым общественным транспортом, который появился в нашем городе, стала конка - вагон, запряженный парой лошадей. Затем их перевели на электрическую тягу. Следующим электрическим транспортом стал троллейбус.
Работы по созданию и применению троллейбуса начались в 80-е годы XIX века в Германии. Сразу же стали очевидны преимущества нового вида транс порта перед трамваем: отсутствие рельсовых путей, прокладка которых требует солидных капиталовложений, лучшая маневренность и бесшумность. Обладают троллейбусы и рядом преимуществ перед автобусами: использование дешевой электроэнергии, отсутствие выхлопных газов, простота и надежность в эксплуатации. Но значительно большая требовательность к качеству дорожного покрытия не давала возможности начать применение этого вида транспорта в нашем городе до 1939 года.
9 марта 1939-го в Харьков пришли десять новеньких троллейбусных машин - как тогда писали, "подарок от Советского правительства". Они были изготовлены на Ярославском автомобильном заводе и могли развивать максимальную скорость 55 километров в час. Рассматривая их, жители города шутили: "Это же мичуринский гибрид трамвая с автобусом!"
Первую троллейбусную линию решили проложить от площади Тевелева (ныне - площадь Конституции) до парка имени м. Горького, ее длина составляла всего 7 километров. 5 мая 1939 года новые машины начали регулярные пассажирские перевозки. К этому времени на месте нынешней Зеркальной струи и сквера Победы была оборудована площадка для ночного осмотра троллейбусов. До этого они находились в Плехановском (сейчас - Коминтерновском) трамвайном депо.
Осенью 1939 года открылась вторая линия, которая связала центр города с Южным вокзалом. К ее открытию Харьков получил еще восемь машин, а затем - еще девять. К началу Великой Отечественной войны в троллейбусном парке нашего города насчитывалось 27 единиц техники. Во время оккупации фашисты вывезли под село Филипповка и разрушили 13 троллейбусов. Пять из них удалось восстановить, но оставшиеся восемь восстановлению не подлежали.
После войны остовы троллейбусов и сохранившееся оборудование изымали в разных концах города, среди развалин и во дворах обывателей. Реставрация машин шла медленно, запасных частей, узлов и агрегатов не имелось. Кое-что было изготовлено собственными силами. Особенно пострадала контактная сеть. Дорожное покрытие представляло собой сеть ям и воронок от снарядов, так как бои за Харьков носили крайне ожесточенный характер. Несмотря на это, троллейбусное движение было восстановлено. Первые троллейбусы вышли на линию 16 июня 1944 года.
Так как электроэнергии не хватало, долгое время они перевозили пассажиров только утром и вечером. Наилучшим временем для троллейбуса были 70-80-е годы прошлого века. Но с постройкой метрополитена ему отвели роль средства для доставки населения к станциям. В районах, куда метро еще не добралось, этот вид транспорта остается основным.
К сожалению, снизились и объемы закупок новых троллейбусных машин. Это привело к тому, что количество электротранспорта в нашем городе снизилось, а средний возраст троллейбуса увеличился. Но в последнее время появились поводы для оптимизма. В конце 2002-го после шестилетнего перерыва было закуплено несколько машин, в прошлом году из государственного бюджета были выделены деньги на обновление подвижного состава. Будем надеяться, что троллейбус, этот удобный, тихий и экологически чистый вид транспорта, вновь начнет развиваться в нашем городе.
Александр КЛЮЧКО
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Троллейбус |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.