Новости. Первое путешествие

Газета "Слобода", 13.12.2005.

В нашем городе есть немало мест, особо любимых харьковчанами. К ним относится и Малая Южная железная дорога. Для многих маленьких харьковчан вояж по ней стал первым самостоятельным путешествием. В ноябре детская железная дорога отпраздновала юбилей - ей исполнилось 65 лет.

Впервые в бывшем СССР детскую железную дорогу построили в 1935 году в Тифлисе. Строительство детских дорог планировалось в 12 городах СССР. В 1936 году за разработку собственного проекта взялись ребята из лаборатории железнодорожного моделирования при Харьковском дворце пионеров.

Они разработали несколько вариантов. Наиболее серьезными оказались два. По первому дорога должна была пройти по саду имени Т.Г. Шевченко, от здания ветеринарного института (ныне - Дворец детского и юношеского творчества) до входа в зоопарк, по второму - кольцом вокруг стадиона Дворца пионеров на Динамовской улице. В мае 1936 года юных разработчиков пригласили на совещание, которое проводил академик В.Н. Образцов. На нем обсуждался вопрос, как сделать дорогу не просто игрушкой, а учебной базой. После совещания проект Харьковской ДЖД претерпел существенную переработку, и ее проложили из парка имени Горького до Лесопарка. К осени 1940 года были построены здание вокзала на станции "Парк" (архитектор - Е.А. Лымарь), паровозное депо, мосты и полтора километра дороги.

8 ноября 1940 года после торжественного открытия дороги первый состав из нескольких пассажирских вагонов отправился в первый рейс. Однако прокатиться успели немногие. Из-за начавшейся войны, проработав всего несколько месяцев, дорога закрылась. Харьковчане надеялись на быстрое завершение войны, поэтому паровоз разобрали, а детали тщательно законсервировали и закопали неподалеку от станции "Парк".

После освобождения города детская железная дорога представляла собой печальное зрелище. Здание вокзала на станции "Парк" оказалось наполовину разрушенным - в нем отсутствовали почти все внутренние перегородки, просела крыша. Полностью сгорели паровозное депо и стрелочные посты, был взорван белый каменный мост. От подвижного состава остался лишь обгоревший остов единственного вагона. В апреле 1945 года городские власти приняли решение не только восстановить дорогу, но и продлить ее на два километра. В июле строительные работы были полностью завершены. Отремонтировано здание вокзала, уложены новые обгонные пути на станции "Парк", построено временное деревянное паровозное депо. Перед открытием дороги возникла еще одна проблема - отсутствие паровоза. Работавший до войны на детской дороге удалось разыскать на станции "Коломак". Он оказался сильно поврежден взрывом и восстановлению не подлежал. Кишиневская дорога согласилась отдать узкоколейный югославский паровоз Yu83 из депо "Измаил". Он попал в СССР во время Великой Отечественной войны в качестве трофея. Паровоз перевезли в Харьков, капитально отремонтировали и переименовали в ЛК-83-01 (Лазарь Каганович).

5 августа 1945 года на восстановленной дороге началось регулярное движение, правда, только на участке пути, построенном еще до войны. Из-за нехватки шпал на новом участке их уложили с большим промежутком. Предполагалось, что это не помешает движению поездов хотя и с ограничением скорости. Но обкатка участка не оправдала надежд строителей - он едва выдерживал нагрузку от поезда. После долгих колебаний было принято решение в день открытия восстановленной дороги все-таки пропустить один поезд по всей длине, причем по новому участку он должен был пройти со скоростью не более 5 км/ч. В дальнейшем же поезда должны были ходить лишь по старому участку.

Так дорога проработала до 8 ноября 1945 года, после чего вновь закрылась на реконструкцию. За зиму в паровозном депо и между путями станции "Парк" были смонтированы водяные колонки. Новый участок пути был перебран, подвижной состав пополнился двухосным крытым грузовым (багажным) вагоном 1910 года выпуска, который до сих пор можно увидеть в тупике на станции "Парк". Реконструкция позволила открыть движение по всей дороге в том виде, в каком оно осуществляется и сейчас. В 1951 году паровоз ЛК-83-01 был списан, а вместо него на дорогу передан новенький венгерский паровоз Кв4, проработавший до 1990 года.

В 1986 году дорога получила еще один тепловоз - ТУ2, а немного позже - ТУ7. Именно они по очереди возят сейчас шесть пассажирских вагончиков.

В 1996-1997 годах сгорели постройки на станции "Лесопарк". На их месте были возведены небольшое кирпичное здание кассы и навес. За 65 лет поезда детской железной дороги перевезли более шести миллионов пассажиров. И каждый год 1 мая, в день начала работы Малой Южной, юные харьковчане спешат в парк имени Горького, чтобы совершить увлекательное путешествие.

Подвижной состав Малой Южной состоит из двух тепловозов, полутора десятков пассажирских вагонов и двух паровозов, которые пока находятся на почетном "отдыхе". Кто знает, может, в связи с возвращающейся модой на средства передвижения в стиле "ретро" когда-нибудь они снова вернутся, чтобы развлекать публику, которая паровозы видела только на картинках в старых книгах.

С мая по ноябрь юные железнодорожники и учащиеся харьковских школ получают здесь полезные знания и практические навыки: они водят поезда, работают проводниками, стрелочниками, диспетчерами.

Александр КЛЮЧКО

Разделы по теме:
Рубрики:   Разное

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.