Новости. Эх, покатаемся!

Газета "Новый день", 28.03.2006.

В этом году Харьков закупит новые трамваи и троллейбусы на сумму 21,6 миллиона гривень. Правда, чиновники еще не определились, в каком соотношении будут приобретать их.

Но в любом случае, это будет самым значительным обновлением подвижного состава Харьковского коммунального предприятия «Горэлектротранс» за последние полтора десятка лет.

Половина суммы на закупку электротранспорта выделяется из госбюджета, остальные – из городской казны. Цена нового трамвая (украинского или российского производства) составляет от 1,5 до 2 млн. грн., троллейбуса – от 500 до 800 тыс. грн. Теоретически, город в состоянии приобрести 10-15 трамваев или 30-40 троллейбусов.

По словам начальника городского управления коммунального хозяйства Виктора Китанина, тендер на закупку электротранспорта будет объявлен на следующей неделе, и в середине мая станет известно, какие именно трамваи и троллейбусы появятся на улицах Харькова. В качестве возможного поставщика трамваев могут выступить совместное украинско-чешское предприятие «Татра-Юг», которое является структурным подразделением производственного объединения «Южмаш» (г. Днепропетровск), холдинговая компания «Лугансктепловоз» (г. Луганск) и Петербургский трамвайно-механический завод (г. Санкт-Петербург). Что же касается троллейбусов, то неплохо зарекомендовали себя машины, изготовленные на Львовском автомобильном заводе, Киевском авиационном заводе «Авиант» и троллейбусном заводе г. Энгельса Саратовской области.

Впрочем, нынешняя закупка все равно не решит проблему изношенности городского электротранспорта. Сейчас из 685 единиц подвижного состава КП «Горэлектротранс» отработали свой эксплуатационный срок 348 трамваев и 267 троллейбусов, то есть 90 % всех машин. В прошлом году было списано 13 трамваев и 16 троллейбусов, а взамен не куплено ни одного. За последние же 15 лет пошло на металлолом более половины всего подвижного состава.

В качестве панацеи от старения специалисты «Горэлектротранса» разработали и внедрили новую технологию капитального ремонта трамваев, позволяющую продлить им жизнь еще на 10 лет. Кстати, как уверяют транспортники, харьковским ноу-хау заинтересовались и в других регионах. «Реанимируют» в Харькове и старые троллейбусы, после чего срок их службы увеличится еще на 4 года. По словам Виктора Китанина, ремонт одного трамвая стоит 105 тыс. грн., одинарного троллейбуса – 40 тыс. грн., спаренного – 50 тыс. грн. Сейчас «Горэлектротранс» восстанавливает вагоны за собственные средства. Поэтому и результат скромный. В прошлом году капитально отремонтировано всего 2 трамвая и 37 троллейбусов, хотя производственные мощности трамвайно-троллейбусного депо КП «Гор-электротранс» позволяют восстанавливать 10 трамваев и 12 троллейбусов в месяц. Но это при условии, что муниципалитет возьмет большую часть расходов на себя. Местные власти помощь обещают, но не в таком объеме. Как говорит Виктор Китанин, «благодаря финансовой поддержке из городского бюджета мы планируем ремонтировать не менее трех трамваев и трех троллейбусов в месяц». А по итогам выполнения городского бюджета за 6 месяцев местные власти обещают рассмотреть возможность дополнительного финансирования программы капремонта элек-тротранспорта. Возможно, будут предусмотрены и средства для открытия новых троллейбусных маршрутов. Как заявили в мэрии, ни одного трамвайного или троллейбусного маршрута в городе сокращать не будут, так как этот транспорт экологически чистый и очень удобный для харьковчан.

Кстати, 3 июля этого года исполняется 100 лет, как в Харькове появился первый электрический трамвай.

Сложно сказать, было ли прибыльным трамвайное движение 100 лет назад, но сейчас финансовое состояние «Горэлектротранса» далеко не лучшее. За прошлый год убытки предприятия превысили 50 млн. грн. – при эксплуатационных расходах 106,8 млн. грн. доходы от перевозки пассажиров составили 55,3 млн. грн. Проблемным остается и вопрос возмещения затрат на перевозку пассажиров льготных категорий (сегодня за проезд в трамвае и троллейбусе платят только 52 % пассажиров, остальные – льготники). В прошлом году предприятие должно было получить из госбюджета на компенсацию потерь от перевозок льготников 57 млн. грн., однако было перечислено только 13,4 млн. грн. Поэтому ежегодно из бюджета города «Горэлектротранс» получает деньги на компенсацию разницы между стоимостью проезда и реальными расходами на перевозку пассажиров. По словам Виктора Китанина, в 2006 году эта сумма составит 40 млн. грн.

Елена ДОСПЕХОВА

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.