Новости. Все харьковские автопредприятия произошли из АТП №16327

Газета "Время", 27.05.2006.

Несколько дней назад исполнилось 50 лет со дня создания «Харьковского автобусного парка №1», ныне — ОАО «Харьковское АТП №16327».

Как оказалось, именно с этого АТП началось развитие почти всех харьковских автопарков.

Самый первый автобусный парк был создан у нас в 1925 году на базе автомобильного гаража при трамвайном депо. Этот гараж перестал быть «при депо» после того, как в нем появились 15 английских автобусов «Лейланд» и два автобуса «Фиат-505». Еще через три года харьковский общественный транспорт пополнился 25 американскими «доджами», которые стали использоваться в качестве таксомоторов. И гараж получил полное право именоваться автобусно-таксомоторным парком. Понятное дело, на этом развитие автотранспорта в нашем областном центре не завершилось. Наступило время, когда автобусное и таксомоторное подразделения разрослись. Их полное разделение в 1956 году зафиксировал приказ Министерства автомобильного транспорта, который, в частности, предусматривал создание нынешнего юбиляра.

В течение 1956 — 1963 г.г., если на харьковской улице появлялся автобус, можно было с уверенностью сказать, что он из автобусного парка №1. Только его машины возили харьковчан и гостей города на внутригородских, пригородных и междугородних маршрутах, выделялись для проведения экскурсий и обеспечения многочисленных в то время автобусных спецрейсов. В те годы база автопарка насчитывала более чем 600 автобусов. Их бесперебойную работу обеспечивал двухтысячный коллектив. Постепенно «Лейланды», «Фиаты», «Доджи», «Маны», «Бюсинг-Д» и «Сапфуэй» здесь стали сменять «ЗИЛ-127», 155, 158, «Икарус-55», 260, 263, 280, «ЛИАЗ-677», «ЛАЗ-42021», «ПАЗ-672», 3205, 32053, 32054… За это время коллектив автогаража возглавляли восемь директоров. Больше всех — с 1974 по 1997 годы — в этой должности пробыл Николай Колесник. Кстати, Николай Никитович и сегодня работает в Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете.

Сегодня ветераны с ностальгией вспоминают сравнительно недавние времена, когда затраты АТП на перевозку льготных пассажиров своевременно погашались госбюджетом. Тогда же за счет ВПК ежегодно на 40 — 50 машин пополнялась производственная база автопарка. После распада страны для АТП наступили тяжелые времена. В 1997 году автопредприятие превратилось в открытое акционерное общество. Начался новый, но далеко не лучший виток его истории. Работа автотранспортников приносила им одни убытки. Сумма долгов достигла трех миллионов гривен. ОАО «АТП №16327» было должно бюджету, Пенсионному фонду, энергетикам и своим работникам. Одновременно старели и дряхлели автобусы, что требовало все больше средств на их содержание. В попытке спасти положение дел руководители ОАО начали сокращение штатов, отказались от особо убыточных маршрутов… Но после того, как Харьковский горисполком принял решение о запрете эксплуатации на городских маршрутах автобусов старых марок, встал вопрос о самом существовании автопредприятия-16327.

— Программа развития нашего предприятия была разработана и сегодня реализуется благодаря помощи менеджеров концерна «АВЭК», — говорит председатель правления ОАО «АТП №16327» Анатолий Шатохин. — Без их квалифицированной поддержки вряд ли нам удалось бы вывести предприятие из разряда убыточных. В конце прошлого года мы начали обновление своего подвижного состава. Нам удалось сохранить маршрутную сеть. А главное — костяк коллектива…

Сегодня ХАТП №16327 остается одним из крупнейших харьковских автоперевозчиков. Хотя не каждый увиденный на улице автобус этого автопредприятия, именно его машины ежесуточно перевозят десятки тысяч пассажиров на девяти городских, двух пригородных и двух междугородних маршрутах.

Аркадий Матвеев.

Разделы по теме:
Рубрики:   Автобус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.