Новости. Студент, говоришь?

Газета "Вечірній Харків", 06.07.2006.

За последние неполных два месяца контролерами и милиционерами на станциях Харьковского метрополитена было выявлено около 140 лжестудентов, пытавшихся незаконно пройти в «подземку» по льготным студенческим проездным билетам.

Как сообщил корреспонденту «Вечерки» начальник службы доходов Харьковского метрополитена Николай Подушка, среди месячных карточек на 60 поездок, которые были изъяты у пассажиров, не имеющих студенческого билета, подтверждающего обучение на дневном отделении, фигурируют карточки, которые были направлены метрополитеном в НТУ «ХПИ», университет радиоэлектроники, академию городского хозяйства, педагогический университет, университет питания и торговли, университет искусств и ряд других вузов, а также в техникумы — железнодорожного транспорта, автотранспортный и другие учебные заведения города. Как студенческие проездные оказались у посторонних, наверняка известно тем лицам в вузах и техникумах, которые ответственны за их распределение.

Работники метрополитена во время проверок обнаружили, что среди тех, кто ездил по льготным билетам, оказались люди разных профессий и социальных групп (причем часто — не самые бедные): контролеры и военнослужащие, курьеры и торговые предприниматели, главный бухгалтер библиотеки и семинарист духовной академии, крупье казино, преподаватели, родственники студентов, а также студенты-заочники, которые, в отличие от студентов стационара, права на льготный проезд в метро не имеют.

Как разъяснил Николай Петрович, при номинальной стоимости карточки на 60 поездок в 30 гривен (в свободной продаже их нет) студент оплачивает половину (15 гривен) и еще 5 гривен залоговой стоимости карты, которые заплатил метрополитен фирме-изготовителю карты. При возврате карты в кассу по истечении ее срока действия залоговая стоимость возвращается. Особенностью данной карточки является то, что она действует в течение календарного месяца, а аппараты на контрольных пунктах не ограничивают количество проходов по ней в «подземку». Так что фактически студент в среднем совершает 96-98 поездок вместо 60-ти.

Постановлением Кабинета министров Украины предусмотрено, что недостающую половину стоимости карточки метрополитену должно компенсировать учебное заведение за счет целевых средств, которые ему должны быть выделены Министерством образования и науки. Но в течение уже нескольких лет деньги эти из бюджета не выделяются, из-за чего «подземка» неизменно несет немалые убытки. Только за шесть месяцев текущего года, когда Харьковский метрополитен перевез 231 тысячу студентов, эти убытки составили 3,7 миллиона гривен, а за последние шесть лет, когда неизменно действует нынешний тариф в 50 копеек, потери метрополитена от перевозки студентов превысили 37 млн. грн. Отнести же эти долги на дебиторскую задолженность метрополитену не позволяет закон, что делает «подземку» уязвимой перед правоохранительными структурами: предоставлять не подкрепленные компенсацией льготы предприятие, само являющееся дотационным, не имеет права.

— Наши обращения в областное и городское управления образования и науки хотя и были услышаны там, но в ответ поступила просьба обеспечить временное продолжение перевозок студентов на льготной основе до решения вопроса, — говорит Николай Подушка. — Но это «временное» так и продолжается до сих пор. Поэтому с начала нового учебного года планируется переход на перевозку студентов за полную стоимость — соответствующие письма в областную госадминистрацию и городской совет нами уже готовятся. Хочу еще раз подчеркнуть: мы не против льгот, но льготу можно сохранить только при условии, если местные бюджеты будут компенсировать нам разницу. Пока же из всех льготников мы получаем компенсацию только за перевозки «чернобыльцев».

Олег Столбецов

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.