Новости. Проблемы МЕТРОвого масштаба, или Легко ли быть пассажиром подземки?

Газета "Новый день", 20.03.2007.

"Сухо, чисто, комфортно - всего за 50 копеек?" - этим слоганом руководство метрополитена готовило своих пассажиров к мысли о подорожании проезда в подземке. "Мокро, грязно, медленно, неуютно - всего за 75 копеек?" - шутят теперь пассажиры. Их уже не радует, что "метротариф" мог достичь и гривни, не утешают и обещания ликвидировать очереди в кассу за жетонами посредством введения бесконтактной электронной карты. Почему?

"Потому что уже несколько раз обманывали", - говорят и пишут в редакцию нашей газеты харьковчане.

"Сначала сказали, что с повышением стоимости проезда интервал движения поездов уменьшится. Затем пообещали после подорожания новые жетоны, сделанные в Киеве. Мы не увидели ни того, ни другого", - жалуется в своем письме в редакцию "НД" 35-летний предприниматель Андрей Луханин. Кроме того, сегодня уже оказывается, что и 75-ти копеек за поездку для нормального функционирования работы городской подземки мало. Начальник ГП "Харьковский метрополитен" Сергей Мусеев не устает заявлять, что даже новый тариф не позволяет предприятию стать без-убыточным. А может ли вообще такая махина, как метрополитен, работать рентабельно? За комментариями и разъяснениями мы обратились к первому лицу городской подземки - начальнику ГП "Харьковский метрополитен" Сергею Мусееву.

- За 75 копеек вы обещали харьковчанам дополнительный комфорт. Вернее, нормальные условия для проезда в метрополитене. В частности, сделать прежними интервалы движения поездов, запускать два эскалатора в час пик и так далее… Но с повышением цены на проезд мало что изменилось. Что вам мешает?

- Об этом можно говорить бессчетное число раз: метрополитен был, есть и будет убыточным предприятием! Государство пытается дотировать общественный транспорт, и в частности метрополитены, для того чтобы нагрузка на карман каждого гражданина была меньшей. Ведь сейчас нулевая отметка рентабельности, или линия безубыточности для метрополитена - где-то в районе гривни пятидесяти. И все-таки, если сравнивать нашу цену проезда в подземке с тарифами метрополитена Праги… Там стоимость проезда несоизмеримо выше!

- Но ведь там и уровень жизни выше.

- Поэтому наше государство и приняло решение об ограничении тарифной политики. И 75 ко-пеек за поездку в метро вместо 50-ти - не более чем компенсация, которую государство не может погасить. То есть государство просто не в состоянии платить на 25 копеек больше. Но метрополитен все равно убыточен.

- Выходит, что граждане, которые сегодня платят на 25 копеек больше, помогают государству?

- Очень неправильный подход к вопросу. Почему вы считаете, что государство должно людям бесплатно предоставлять услугу? Или частично бесплатно?

- Потому что государство не в состоянии создать такие условия для жизни, при которых заработная плата человека позволяла бы оплачивать услуги транспорта в полном объеме.

- Какие условия? Открываем любую газету объявлений - и читаем: требуются специалисты, требуются работники. Объявлений "ищу работу" практически нет. Словом, государство предоставляет людям все возможности и, как вы говорите, "условия" для того, чтобы зарабатывать деньги, полноценно жить, работать и отдыхать.

- И все-таки, если вернуться к теме интервалов движения поездов в метрополитене. Неужели минимальный интервал так сложно сократить до минуты? Ведь раньше Салтовскую линию Харьковского метрополитена называли чуть ли не самой скоростной в СССР?

- Есть технические ограничения: спуск, поворот, разворот поезда. Они не зависят от стоимости проезда, поверьте! И знаете ли вы, что Харьковский метрополитен - четвертый в мире по интервалу движения поездов… после Москвы? В Париже, например, минимальный интервал между электричками - 5 минут, в Торонто - 15 минут. И все это связано с техническими характеристиками. Вот, к примеру, пускают скоростной поезд между Харьковом и Киевом. Обычному гражданину очень трудно представить, что за этим стоит! Нужно промерять путь, и ошибка в миллиметр может стоить многих жизней, поскольку есть вероятность того, что поезд сойдет с рельсов. За этим стоит неимоверная работа! Метрополитен - тоже железнодорожное предприятие. Мы не можем на перегоне со станции метро "Холодная Гора" разогнать поезд до 120 километров в час вместо шестидесяти, для того чтобы сократить интервал. Ведь состав в таком случае не остановишь за 100-200 метров.

- А если увеличить количество поездов?

- Можно, конечно. Но один поезд стоит 15 миллионов гривень. А чтобы сократить интервал хотя бы на полминуты, нам надо порядка 10 новых составов. Это 150 миллионов гривень - ровно столько, сколько метрополитен получает доходов в год! Задумайтесь, насколько неоднозначные вещи на весах: бесплатная работа метрополитена в течение года, с одной стороны, и 30-секундное сокращение интервалов движения поездов, с другой! То есть цена 30-секундного сокращения, которое вы предлагаете, - 150 миллионов гривень.

- Почему в Киеве проезд в метро стоит 50 копеек, а у нас 75?

- Мне уже надоело об этом рассказывать. Потому что Харькову на строительство выделили в этом году 50 миллионов гривень, а Киеву - 900 миллионов.

- По каким критериям вы просчитываете интервалы движения поездов?

- К примеру, с 23.00 до 24.00 Харьковский метрополитен перевозит 300 человек за 250 гривень. В то время как час работы в метро (в котором трудятся тысячи человек!) стоит 50 тысяч гривень. Если бы мы на этот час раньше закрылись, мы бы больше сделали в туннелях ремонтных работ и так далее… Однако мы не закрыли метрополитен, а увеличили интервал движения поездов в ночное время. В этот период он составляет 10 минут.

Днем мы возим пассажиров с интервалом в две с половиной минуты.

- А может быть, стоит рассказать людям о том, какова продолжительность интервалов в разное время суток сейчас между поездами, чтобы пассажиры могли рассчитывать свое время?

- Видно же все на часах! У нас в метрополитене 2 000 часов! Каким образом еще объяснить людям?

- Наши читатели жалуются на грязь и огромное количество мусора, которое скапливается на станциях. Больше всего претензий к станции метро "Холодная Гора": и очереди там в кассу, и огромное скопление людей…

- Каждую ночь мы приводим в порядок 20 гектаров земли. И при этом вы обращали внимание на то, что на подходе к каждой станции белеет пятно из жвачек? Это та зона, где мы уже не убираем. А в пешеходном переходе, на станции и в вагонах нам приходится это делать: отдирать жвачки, собирать горы мусора, вытаскивать их на поверхность, грузить в свои мусоровозы, вывозить. Кроме того, если на улице снег, дождь, гололед, то весь песок, соль и грязь "идут" в метро. Тем не менее каждое утро и в течение дня люди приходят - и видят в подземке чистоту и порядок. Конечно, до идеала нам далеко. Для него, идеала, нужно иметь материальные возможности: поставить на каждом пешеходном выходе двух женщин, которые будут за каждым подбирать окурок, бутылку, жевательную резинку и, ко всему прочему, за каждым мыть полы. Однако метрополитен ежедневно перевозит миллион пассажиров. Надо отметить, что в этом вопросе мы очень стараемся. Все наши попытки привлечь со стороны для уборки соответствующие фирмы - не увенчались успехом. Мы объявляли тендер, приглашали персонал, который занимается уборкой вокзалов. Иэто не получилось! На сегодняшний момент мы сформировали свою бригаду, которая занимается как текущей, так и генеральной уборкой станций. Вы спрашивали: куда тратятся "дополнительные" 25копеек? На уборку в том числе. Если раньше мы мыли станции водой, то сегодня моем при помощи порошка, если раньше женщины работали без перчаток, то теперь - в перчатках. Кроме того, увеличение тарифа предоставило нам возможность ремонтировать подвижной состав, ведь возраст вагонов уже достиг 30 и более лет. Ни один автомобиль не выдержит в течение такого времени ежедневной нагрузки в сотни километров! Однако проблемы и сложности нас не останавливают. В этом году у нас очень серьезная программа. Уже летом этого года мы планируем ввести бесконтактную электронную карту. Спомощью такой системы расчета можно будет оплачивать проезд не только в метро, но и в наземном общественном транспорте, некоторых маршрутных такси, а также вносить платежи за коммунальные услуги. И, естественно, мы поменяем турникеты и обновим наше оборудование.

- И все же ближе к станции метро "Холодная Гора"…

- Кто виноват в том, что у нас на Холодной Горе так сложилась демографическая ситуация? Эта станция является самой нагруженной, поскольку возле нее расположено много пригородных вокзалов. С одной стороны - Мерефа, с другой - Песочин, с третьей - Южный, с четвертой - Залютино и так далее. Так сложилось. Что касается очередей в кассу, когда мне говорят, что простаивают за жетонами по полчаса, я не верю! Я сам еду и смотрю, становлюсь в очередь, меня еще благо не все знают… и засекаю время. Скажу, что нигде не приходилось наблюдать, даже в полшестого утра (когда открывается метрополитен), чтобы люди стояли больше трех минут. Зато сердце кровью обливается, когда на "Советской" стоит 100-метровая очередь в ожидании маршрутки!

- Ходят слухи, что, желая уменьшить расходы, вы уволили из метрополитена хороших специалистов. Это правда?

- Мой заместитель по эксплуатации уже 15 лет работает в метрополитене, а до этого был заместителем начальника ЮЖД. Профессионал? Профессионал. Главный инженер - Валерий Петрович Филиппович, который, хотя уже и достиг пенсионного возраста, совершено здоровый и энергичный мужчина. Он отвечает всем моим требованиям и понятиям об институте главного инженера: это техническая мысль, это потенциал, программы, выстраивания графиков, это внедрение новых технологий - телемеханика, компьютеризация, автоматизация. Этот человек тоже 25 лет работает в метрополитене. Действительно, я уволил многих руководителей, однако не из-за соображений профессионализма, опыта или знаний. Основная причина - инертность. Во всем: в мышлении, в подходах, чувстве нового и тому подобном.

- Летом 2006 года я брала у вас интервью (тогда вы только приступили к обязанностям начальника ГП "Харьковский метрополитен") и в заголовок к своей статье вынесла ваше высказывание: "Я стремлюсь преломить ситуацию". За это время вам удалось преломить ситуацию?

- В моем понимании "преломить, преодолеть барьер" - это оставить метрополитен незамеченным. Я хочу, чтобы люди относились к нему, как к повседневной вещи бытового назначения. Под этим я подразумеваю отсутствие каких-либо ЧП, неудобств и так далее. Я не устаю делать все для того, чтобы метрополитен привлекал поменьше внимания, в том числе и журналистов. n

Елена Розова

МЕТРОхроники

15 декабря 2006 года интервал движения поездов Харьковского метрополитена на Холодногорско-Заводской линии был увеличен с 12.00 до 12.20 в связи с обводнением тоннеля.

20 декабря 2006 года в утреннее время пассажиры были высажены из поезда подземки в связи с его неисправностью. Поезд отправился со станции "Холодная Гора", а пассажиры были высажены на станции "Южный вокзал".

10 января 2007 года начальник ГП "Харьковский метрополитен" Сергей Мусеев заявил, что станцию метро "Академика Барабашова" необходимо в 2007 г. закрыть на плановый ремонт на срок до 20 дней. И отметил, что это не срочный, но необходимый ремонт, связанный с выполнением внутренних работ.

11 января 2007 года в утреннее время была зафиксирована задержка движения на Холодногорско-Заводской линии харьковского метро. Причина тому - попытка самоубийства мужчины (1978 г. р.) на ст. "Спортивная". Машинист поезда, под который пытался броситься мужчина, успел затормозить. Никто не пострадал. Задержка движения поездов на линии составила около 20 мин. (8.44-9.02).

30 января 2007 года утром произошла задержка движения поездов на Холодногорско-заводской линии. По данным Главного управления по вопросам чрезвычайных ситуаций Харьковской облгосадминистрации, задержка составила 20 мин. и произошла из-за того, что на станции "Холодная Гора" вышли из строя двери поезда, в которые попал некий предмет. Как сообщили в службе движения ГП "Харьковский метрополитен", задержка составила 3 мин., а предметом, который вывел из строя двери, была пуговица.

5 февраля 2007 года пассажиров высадили из поезда на станции "Университет". Вагон отправился со станции "Исторический музей", не доехал до ст. "Университет", остановился и простоял несколько минут. На станцию "Университет" поезд прибыл в 8.01. Высаженных пассажиров подобрал поезд, прибывший на станцию в 8.03 - 8.04. Поезд, из которого высадили пассажиров, был направлен в депо для осмотра. Вагон осмотрели, неисправностей не обнаружили. По какой причине поезд был отправлен в депо, в метрополитене не сообщили.

Из писем читателей

"Я и члены моей семьи каждый день ездим на работу с "Холодной Горы".

Так вот, ужаснее этой станции метро я не видела нигде. Жуткая грязь, которую редко убирают. Когда тает снег, по ступенькам нельзя идти - по колено в этой каше. А очередь в кассу выстраивается километровая! Станцию заполонили продавцы телефонных карточек, которые мешают пассажирам… Я уже не говорю о бомжах, сидящих на ступеньках!"

"Это стало модным в нашем городе: обещали одно - сделали противоположное. Понятно, что метро убыточное, но здесь есть масса вопросов и к Пилипчуку, и к нынешнему руководству. Во-первых, куда идут деньги от рекламы в метро? Назовите, пожалуйста, каков реальный доход метрополитена от этой деятельности? Если они идут в Фонд госимущества, тогда и выбивайте их из ФГИ, а не из кармана рядовых харьковчан! Пусть местные власти пересмотрят существующие позиции - ведь найти альтернативные источники заработка для метро наверняка можно! Вот Киевский метрополитен может обеспечить проезд по 50 коп., а Харьков почему-то нет".

"Опять видела, как курносая кассирша на "Пушкинской" материт покупателей! Это уже в который раз - люди ее боятся, и я автоматически к ней боюсь подходить. Таких злых людей просто в жизни не встречала! Понятно, что работа не сахар, но кто тебе доктор - сама выбрала. Почему в метро нет и понятия о культуре обслуживания?"

"Хочу написать о Холодногорско-Заводской линии. Для того чтобы почувствовать настоящий кайф, попробуйте зайти в любую часть вагона на "Пролетарской" с 7-ми до 8-ми утра. Вас втопчут в вагон, и при этом возможно, что-то и поломают… А самое "прекрасное" ощущение, когда метро сломается, и ты в таком же состоянии (не разогнувшись!) по 5 минут будешь стоять на каждой остановке, и вместо стандартных 25 минут потратишь на дорогу от "Пролетарской" до "Советской" все 50! А еще я очень "люблю", когда мимо меня пройдется бомжик-попрошайка, вонь от которого меня потом преследует весь день!"

"В целом доволен работой метро, поскольку не часто езжу. К тому же не в час пик. Однако есть проблема с новыми автоматами, которые пропускают пассажиров: автоматы очень часто ломаются и не срабатывают".

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.