Новости. Кондуктор или турникет?

Газета "Время", 20.04.2007.

«Электронный кондуктор», который по предложению руководства горэлектротранспорта собираются внедрить в Харькове вначале в трамваях и троллейбусах, а затем и в автобусах, судя по имеющейся информации, будет представлять собой некое сочетание электронного устройства считывания информации с проездной пластиковой карточки и запорного электромеханического устройства, преграждающего доступ в вагон (салон) до тех пор, пока пластиковая карточка не вставлена в щель приемного устройства и не подтвердится факт оплаты данного проезда. Все это давно известно и с успехом используется на станциях метрополитенов.

Но принципиальная разница между турникетом метро и аналогичным устройством трамвая и троллейбуса состоит в том, что в первом случае турникет дистанционно удален от движущегося средства передвижения — вагона, а во втором он будет находиться прямо в вагоне рядом с входной дверью. Ни в одной развитой стране мира из соображения безопасности так не делают!!!

Создается впечатление, что наши чиновники, вынашивающие идею «электронного кондуктора», практически никогда общественным транспортом не пользуются, особенно в часы пик.

Представьте себе следующую картину. Зима, конец рабочего дня. На остановке стоит толпа людей, ожидающих прихода троллейбуса, человек 15 — 20. Наконец он появляется, притом переполненный. Все устремляются к передней двери, узкой, да еще перегороженной турникетом, через которую осуществляется вход в салон. Каждый пассажир должен подняться на две ступеньки, вставить пластиковую карточку в устройство считывания, вынуть ее и после этого протиснуться через турникет и толпу пассажиров, стоящих возле кабины водителя. На это все, учитывая, что среди желающих ехать будут и пожилые люди с грузом, мамы с детьми, уйдет в среднем не 30 секунд на одного человека. А посадка всех человек займет не менее 10 минут. И это в лучшем случае. А сейчас люди входят и выходят на все три двери, и то иногда бывает давка.

Мы рассмотрели нормальную ситуацию. А если будет сбой в графике движения, что довольно часто бывает? Толпа ожидающих бросится на «штурм», молодежь будет перелазить через турникет без оплаты проезда. Водитель откажется ехать. А если тронется с места, то не исключены падения с подножек и травмы. Реально один водитель не сможет справиться и с управлением, и с обеспечением порядка при посадке-высадке пассажиров. Поэтому придется опять в помощь водителю садить кондуктора, который будет следить за порядком при входе-выходе и соблюдением оплаты проезда. О трудностях, которые будут испытывать жители Харькова и приезжие в связи с необходимостью приобретать заранее пластиковые проездные карточки, уже и не говорится. С этим можно будет как-то и примириться, а вот с турникетами вряд ли.

А как эти вопросы решаются в других странах? В Америке, в Нью-Йорке, где основным видом общественного транспорта является автобус, оплата проезда также осуществляется при помощи пластиковых карточек, но без каких-либо турникетов. Карточки продаются любые — на определенное количество поездок, на срок действия (месяц, неделя, один день), а также разовые.

Инициаторы нововведения успокаивают харьковчан тем, что внедрению новой системы оплаты проезда будет предшествовать эксперимент, в ходе которого турникеты и устройства считывания установят на 10 трамваях и 10 троллейбусах. Испытания проведут в течение одного — двух месяцев на различных маршрутах. При этом будет произведена оценка эффективности и удобства пользования этой системой. Но эта оценка вряд ли будет объективной. Не говоря уже о технических и организационных трудностях такого эксперимента, нужно учитывать и субъективный фактор, так как эксперимент будут производить и оценивать его результаты лица, заинтересованные любой ценой добиться реализации этого проекта, — руководители горэлектротранспорта и представители фирмы — поставщика оборудования. Рядовым харьковчанам вряд ли удастся участвовать в подведении результатов эксперимента. Поэтому нужно еще и еще раз подумать о целесообразности данной затеи.

Что касается безбилетников, есть известные методы борьбы. Например, увеличить штат контролеров и размер штрафа за безбилетный проезд. Повысить ответственность и материальную заинтересованность кондукторов в наиболее полном «обилечивании» пассажиров. И, наконец, разъяснительно-воспитательная работа среди населения через газеты, телевидение, радио. Ведь мы стремимся стать европейским государством, а что касается гражданской сознательности, то нам до Европы, ах, как далеко! Там уже много лет в сознании большинства граждан всех возрастов и социального положения заложено понимание того, что ездить без оплаты проезда не только опасно (могут оштрафовать, и притом крупно), но и просто стыдно.

Валентин Медреш, г. Харьков».

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.