Новости. Попытка ХАЗа расправить крылья

Газета "Новый день", 02.08.2007.

Разговоры о том, что харьковский авиазавод прочно увяз в долгах как шелках, уже давно набили оскомину. Новый директор Сергей Задорожный (правда, пока с приставкой и.о.), сменивший на посту Павла Науменко, прочно закрылся от прессы на время оздоровления ситуации на предприятии. И вот - забрезжили первые лучи света в темном царстве харьковского самолетостроения.

5 июля Кабмин принял решение выделить из госбюджета 100 миллионов гривень. В правительственном документе черным по белому прописано, что деньги Харьковское государственное авиационное производственное предприятие может потратить только на "оздоровление отношений с банками". Собственно, другого выхода у нашего скупого государства и не оставалось, поскольку кредиторы завода через судебных исполнителей заблокировали счета предприятия, что, естественно, парализовало его работу.

Отчитываясь в понедельник на коллегии Харьковской облгосадминистрации о проделанной работе, Задорожный расширил доныне скупую информацию о состоянии дел на ХАЗе. По словам и.о. генерального директора предприятия, материалы, необходимые для оформления выплат, подготовлены и поданы в Минпромполитики. На основании этого постановления идет подготовка к заключению мирового соглашения о прекращении хозяйственных споров между предприятием и банками (как условие компенсации процентов по кредитам) и как следствие - разблокированию счетов авиазавода и пролонгации кредитов.

Однако банкиры - народ прагматичный. Утром - деньги, вечером - стулья. А пока деньги есть только на бумаге, то и кредиторы заняли выжидательную позицию. Переговоры идут сложно.

"Ни один из наших кредиторов не намерен действовать во вред нашему предприятию, поэтому публикации в прессе о том, что авиазавод может быть выкуплен за долги, не имеют под собой оснований. Это невозможно и с правовой точки зрения, так как авиазавод не подлежит приватизации", - отметил Задорожный на коллегии. Напомним, в последнее время по городу поползли слухи о том, что на месте ХАЗа вот-вот появится брат-близнец Барабашовского рынка.

С 1 июля авиазавод освободили от платы за землю - это больше 600 тысяч гривень ежемесячно. "Государство, обл-администрация и руководство завода пытаются вытащить это предприятие наверх, и я хочу, чтобы налоговая администрация делала это в первую очередь", - заявил на коллегии председатель облгосадминистрации Арсен Аваков и поручил председателю ГНА в Харьковской области Станиславу Денисюку в пятидневный срок разобраться с проблемами возврата НДС ХАЗу. Мера весьма своевременная, поскольку, по словам Задорожного, за полугодие завод перечислил в бюджет 10 млн грн. НДС, рассчитывая на возврат 5,5 млн грн. (с учетом задолженности по прошлым периодам). Фактически же было получено 1,8 млн грн. Анализ этих действий показывает, что ситуация - следствие противоречий внутренних нормативных актов налоговой службы с законом Украины об НДС. В результате процесс возврата НДС выливается в судебные разбирательства с налоговой службой. "Без помощи властных структур нам не разобраться с этой проблемой", - честно признался Задорожный.

В контрактном портфеле

ХАЗ повышает цены на самолеты. Один из пунктов антикризисной программы - кардинальное изменение кредитной политики предприятия и подписание новых, "выгодных для ХАЗа", как выражается Сергей Задорожный, контрактов. По его словам, увеличение себестоимости связано, прежде всего, с удорожанием комплектующих. 60 % себестоимости самолета формируется вне предприятия.

Компания HESA (Иран) планирует заказать у харьковских самолетостроителей 16 самолетокомплектов Ан-140. Стоимость заказа - 20 млн долларов, оплата - в сентябре, сообщил Задорожный. По его словам, с компанией HESA достигнута договоренность о повышении в два раза стоимости комплектов, поставлявшихся по ранее заключенному контракту. Поясню: ранее, дабы сохранить свое присутствие на рынке, харьковчанам приходилось подписывать заведомо убыточные для себя контракты.

Однако объяснить заказчикам, уже проавансировавшим заказы, что придется заплатить больше, будет трудно, не скрывает Задорожный.

Кроме того, авиастроители провели переговоры с руководством азербайджанского концерна "АЗАЛ" и российским самарским авиазаводом. В ходе переговоров было принято решение, согласно которому самарский авиазавод выкупит самолеты Ан-140, произведенные харьковчанами для концерна "АЗАЛ". Напомню, решение принято в связи с катастрофой Ан-140 23 декабря 2005 года в Азербайджане. Решены и принципиальные вопросы о выплате страхового возмещения ХГАПП за потери, понесенные заводом в результате авиакатастрофы Ан-74-ТК-200 в апреле 2006 года в Камеруне. До 6 августа планируется выплатить 16 млн грн. страхового возмещения.

Кроме того, харьковчане рассчитывают получить в этом году 281 млн грн. предоплаты для производства Ан-74-ТК-200 для Объединенных арабских эмиратов (ОАЭ). Как рассказал на коллегии Задорожный, встречу руководства предприятия и представителей ОАЭ планируется провести в августе. Заказ ОАЭ составляет шесть самолетов.

Человеческий фактор

Рабочие на ХАЗе не видели зарплату около трех месяцев. Как сообщил заместитель председателя облгосадминистрации Ярослав Ющенко, в первом полугодии объемы производства ХГАПП, даже в сравнении с провальным для завода прошлым годом, сократились на 57 %, долги по заработной плате составляют около 18 млн грн.

Люди продолжают увольняться: надо кормить семьи. Каждый месяц покидают завод около ста человек. Часть самолетостроителей - в отпуске за свой счет. Чтобы выплатить зарплату рабочим (впервые за полтора месяца), пришлось снова брать кредит - в государственном банке, говорит директор. Полуторамесячную задолженность погасили. "Поймите, - вздыхает Задорожный, - это не наша проблема, это проблема всего производственного комплекса в целом. На ряде предприятий происходит то же самое".

В этом году харьковский авиазавод не выйдет на уровень безубыточности, говорит руководство предприятия. Сейчас условием выхода на нулевую рентабельность является выпуск 14 самолетов в год, тогда как год назад этот показатель составлял семь самолетов. В цеху окончательной сборки сегодня 11 самолетов.

По словам Задорожного, численность основных рабочих на заводе планируется увеличить примерно на 1 тыс. человек (до 2,4 тыс.), среднюю зарплату - с 1 341 грн. до 2 461 грн.

ХАЗ запускает в действие антикризисную программу - через четыре-пять лет, обещает новый директор, завод выйдет из кризиса. С 2010 года предприятие планирует начать работать с прибылью.

Елена Друбич

Разделы по теме:
Рубрики:   Авиатранспорт

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.