Новости. Юбилей "Гипрозаводтранса"

Газета "Вечірній Харків", 11.09.2007.

Сегодня определенная часть общества как минимум скептически относится к "советским" праздникам и юбилеям. Однако в истории того государства, откуда все мы родом, было все - были и страницы позора, но была и величайшая героика и величайшие достижения. И не стоит делать вид, будто их в ней не было. Все было.

Одна из таких страниц - и страница важнейшая - в учебниках советской истории получила название индустриализации страны. Индустриализация предполагала превращение СССР из слаборазвитого конгломерата республик, в сущности так и не прошедших через стадию капиталистических отношений, в огромную территорию по тем временам первоклассных промышленных производств, предполагала путь от крестьянской сохи к атомным электростанциям и космическим кораблям.

География СССР - это удаленные от морских берегов и портов огромные внутриконтинентальные пространства, на которых кое-где располагались острова городов и пятна природных богатств. Промышленное развитие такой территории невозможно без разветвленной транспортной инфраструктуры, основной частью которой являются железные дороги.

В наследие от царской России СССР получил неплохо развитую систему железных дорог, но она нуждалась как в дальнейшем постоянном развитии и техническом перевооружении, так и в промышленных инструментах для ее поддержания в нормальном эксплуатационном состоянии. Поэтому уже на сравнительно раннем этапе индустриализации, 5 ноября 1931 года, Народный Комиссариат Путей Сообщения СССР приказом № 337 создал при Всесоюзном объединении паровозоремонтных заводов Государственный институт по проектированию паровозовагоноремонтных заводов, тяговых и деповских устройств и мастерских железнодорожного транспорта "Гипроворз" с отделениями в Харькове, Ленинграде, Днепропетровске и Киеве. Со временем харьковское отделение превратилось в головной профильный институт.

19 июля 1932 года приказом наркома путей сообщения институт был переименован в "Гипрозаводтранс". Институт уже давно сменил форму собственности и стал открытым акционерным обществом, но сохранил свое прежнее название - ОАО "Гипрозаводтранс", и именно его мы можем видеть на здании по ул. Энгельса, 29а по соседству с Управлением метрополитена.

В этом году институт празднует семидесятипятилетие. Его сотрудникам есть что вспомнить и, слава Богу, еще есть кому вспоминать. Петр Михайлович Черников, например, практически 20 лет проработал на должности главного инженера института. 12 лет назад он передал эту должность более молодому Игорю Владимировичу Осипову, но и он уже давно и далеко не мальчик… Что ж, средний возраст сотрудников "Гипрозаводтранса" довольно высок. Но это не вина института, а его беда. В таком же положении находятся десятки первоклассных научных, конструкторских и проектных организаций, расположенных в нашем городе.

Экзамен на высокий уровень качества проектирования институт сдал еще в начале 30-х годов, спроектировав паровозовагоноремонтный завод в Улан-Удэ - крупнейшее не только тогда, но и сегодня предприятие на железнодорожном транспорте в сейсмическом районе. К тому же в первые годы работы институт был вынужден заниматься не только проектированием, но и разработкой технологических процессов и норм.

За 75 лет существования ОАО "Гипрозаводтранс" разработал проектно-сметную и другую документацию на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение более 500 предприятий и отдельных объектов, причем речь идет не только о проектировании, но и об авторском надзоре за строительством вплоть до набора предприятиями проектной мощности. Все их невозможно перечислить, а назвать некоторые - почти ничего не сказать.

Специфика работы проектировщиков такова, что вот сегодня завод проектируется, завтра строится, а послезавтра он уже реконструируется, и кому же готовить документацию на реконструкцию завода, если не тем, кто его проектировал? С заводом в Улан-Удэ, например, по сей день поддерживаются связи, и в настоящее время институт снова выполняет для него очередной заказ. Кто знает, может и не уцелел бы институт в годы катастрофического спада, когда численность работающих упала с 500 человек до 150, если бы не эти долгосрочные связи. В эти очень сложные годы институт продолжал и продолжает выполнять заказы для своих старых заказчиков в России и Казахстане.

Немало институтских проектов реализовано и здесь - в Харькове и в области. Заметной работой института стала разработка в конце 60-х - начале 70-х годов проектной документации базы для строительства Харьковского метрополитена, отличительной особенностью которой является то, что на одной промплощадке разместились: завод железобетонных изделий и товарного бетона, ремонтно-механический завод, автобаза и склады материально-технического снабжения. Впоследствии многие делегации метростроителей из разных городов и стран знакомились с организацией метростроительства в Харькове и, прежде всего, с его базой.

Недавно институт закончил разработку проектной документации для строительства стекольного завода в Малиновке под Чугуевом. Приходится заниматься и нетрадиционными для института направлениями проектирования, благо, как объясняет заместитель генерального директора института Ю.И. Спольник, с точки зрения проектирования профиль объекта в известной степени безразличен. При наличии технологического процесса и нормативной документации доводилось институту проектировать и судоремонтные предприятия, и жилые дома.

За 75 лет институт пережил очень много - войну, работу в эвакуации и в мирное время. Но одним из самых сложных периодов, наверное, были "перестроечные" годы. Тогда многие не верили, что институт выживет, уходили. Зато те, кто остался, могут гордиться тем, что сохранили и даже подняли имидж института и качество работы на более высокий уровень.

Вот, например, уже в 2004 году институт разработал Систему управления качеством и Систему управления окружающей средой, в 2005 году получил Международный сертификат соответствия этих систем международным стандартам ISO 9001-2000 и ISO 14001- 2004. А в 2006 году сумел провести техническое перевооружение отдела выпуска проектов и расчетов, перейти на современные методы машинного проектирования, закупить современную компьютерную технику и т.д., то есть добиться конкурентоспособности проектной продукции перед лицом перспективы вступления страны в ВТО. Теперь институт имеет право проектировать объекты в любой точке мира. И когда подумаешь о том, что сделано это людьми, в большинстве своем уже в возрасте (а я знаю многих и помоложе, кто до сих пор так и не смог овладеть простейшими навыками работы с компьютером), то начинаешь вспоминать старую присказку о том, что в жизни всегда найдется место подвигу.

- Сейчас, - говорит Ю.И. Спольник, - мы охотно берем на работу молодых инженеров, и от нас уже не бегут на базар, как изо всех институтов бежали раньше. Мы можем предложить молодому инженеру и более-менее приличную зарплату, профессиональный и карьерный рост. И на этой основе надеемся обновить кадровый потенциал, пока он еще не полностью потерян. Обязательно напишите об этом, от нашего имени обратитесь к молодым специалистам и скажите им, что мы их ждем…

Валерий Тырнов

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро, ЖД транспорт, Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.