Новости. Книга "История харьковского конного трамвая"

Газета "Вечірній Харків", 12.11.2007.

Историю изучают по-разному. Можно долго, заумно и бесплодно размышлять о судьбах миров и цивилизаций, а можно полностью посвятить себя пристальному и кропотливому исследованию отдельно взятого факта или локального явления.

Тираж книги небольшой - 500 экземпляровПричем во втором случае исследователь не обязательно должен быть профессиональным историком. Достаточно хорошо знать и искренне любить свою тему, не жалеть сил и времени для ее изучения, трудиться не для "галочки" и не для "корочки". И тогда труд принесет хорошие плоды.

Примером такого плодотворного труда, обогатившего историоґграфию истории Харькова, стала вышедшая недавно книга "История харьковского конного трамвая. К 125-летию харьковской конки". Автору ее - Александру Федоровичу Ивченко в следующем году исполнится 80 лет. Историческими исследованиями он раньше не увлекался и книг не писал.

Ибо занимался другим, не менее полезным и общественно важным делом. Александр Федорович - ветеран харьковского трамвая. Придя в Харьковское трамвайно-троллейбусное управление в мае 1944 года, он отдал ему 54 года жизни, пройдя путь от слесаря до заместителя начальника. Разработка и внедрение проектов улучшения работы городского электротранспорта, профсоюзная деятельность, работа в районных и городском советах нескольких созывов - этим списком далеко не исчерпывается опыт его профессиональной и общественной деятельности. Нашлось в этом опыте место и журналистике - Александр Федорович являлся внештатным корреспондентом киевской "Рабочей газеты" и "Харьковского электротранспорта", печатался в журнале "Прапор", сотрудничал и с "Вечерним Харьковом". В общем, в писательском труде Александр Ивченко не новичок. Отчасти поэтому его дебют в области написания исторической книги оказался успешным.

"История харьковского конного трамвая" представляет ценность прежде всего тем, что является первой попыткой обобщающего исследования абсолютно неизученной темы.

Несмотря на отраслевую специфику этой темы, в контексте зарождения и первого этапа развития харьковского общественного транспорта она представляет собой немалый интерес - как для профессиональных историков, так и для всех людей, интересующихся историей родного края. При относительно небольшом объеме в полсотни страниц книга удачно сочетает в себе собранный на основе широкого круга источников богатый фактологический материал, копии архивных документов, газетных публикаций, фотографии. Эти и другие материалы Александр Федорович собирал на протяжении пяти лет. Работал в областном архиве, изучал дореволюционную периодику в библиотеке, опрашивал харьковских старожилов - живых свидетелей и пассажиров конного трамвая и даже записывал семейные предания. Кроме того, существенную помощь в подготовке материала для книги автору оказал Народный музей харьковского коммунального предприятия "Горэлектротранс".

История харьковской железно-конной дороги насчитывает почти сорок лет - от постройки первой линии в сентябре 1882 года до прекращения эксплуатации в 1919 году. Книга Александра Ивченко, помимо этого, охватывает почти 10-летнюю предысторию конки и рассказывает о вносимых в городскую думу первых предложениях по внедрению нового вида транспорта, о переговорах с инвесторами, обсуждении проектов в местных органах власти, заключении договоров, строительстве… Благодаря столь подробному изложению книга может рассматриваться и как источник по истории городского самоуправления и коммунального хозяйства. Немалый интерес представляют также сведения о повседневной жизни Харькова и харьковчан конца ХІХ - начала ХХ века.

Книга была издана при поддержке Харьковского городского совета и харьковского городского головы Михаила Добкина. Поскольку тираж небольшой - 500 экземпляров, автор позаботился о том, чтобы его труд попал в крупнейшие библиотеки города. И сегодня "Историю харьковского конного трамвая" можно найти в государственной научной библиотеке им. В.Г. Короленко, центральной научной библиотеке ХНУ им. В.Н. Каразина, библиотеках академии городского хозяйства, Харьковского исторического музея и музея "Горэлектротранса".

Артем Левченко

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.