Новости. Харьковский метрострой – лакомый кусок для «бизнес-дельцов»

Агентство Телебачення «Новини», 18.06.2008.

Хотя метро и относится к городскому транспорту, однако оно всегда обладало особым статусом. Центр принятия решений переместился в Киев, да и масштабы финансирования стали скромнее. Впрочем, этих сумм достаточно для того, чтобы из-за них завязалась драка. Так, министр транспорта и связи Иосиф Винский заявил, что в свете подготовки к Евро-2012 на строительство метро из госбюджета будет выделено свыше 13 млрд грн. Еще более 10 млрд грн. обещают предоставить местные власти. Как показывает пректика, как минимум, трет этой суммы осядет на счетах строительных компаний, которые получат подряды на прокладку новых веток и станций

Возведение метро — занятие настолько специфическое, требующее особых знаний и наличия дорогостоящей техники, что неудивительно, почему до недавнего времени эта сфера была отдана на откуп казенным структурам. А именно — Государственной корпорации по строительству метрополитенов и тоннелей «Укрметротоннельстрой», в состав которой входят четыре предприятия — ОАО «Киевметрострой», ОАО «Днепрметрострой», ООО «Донецкшахтометрострой» и ОАО «Харьковметрострой», пишет всеукраинский деловой еженедельник «Власть денег».

Это объединение, пишет издание, можно считать государственным лишь условно — у всех участников (за исключением «Днепрметростроя») в той или иной мере уже присутствует приватный капитал. Так, ОАО «Киевметрострой» полностью перешло в частные руки, совладельцем ОАО «Харьковметрострой» является чешский миллиардер Павол Крупа (контролирует 38%), а соучредителем ООО «Донецкшах-тометрострой», по информации «ВД», — гендиректор этого предприятия Николай Клюшниченко (подробнее — см. «Старожилы метростроя», стр. 34). Главе «Укрметро-тоннельстроя» Владимиру Петренко удается находить точки соприкосновения с представителями упомянутых бизнес-структур, а потому сосуществуют они пока мирно. Конфликт же, который возник между акционерами «Киевметростроя» несколько лет назад, разрешился в пользу г-на Петренко, который оставил за собой оперативный контроль над предприятием, сохранив должность председателя правления ОАО «Киевметрострой».

Отношения же с властями в регионах также не всегда складываются ровно. Так, год назад 100% акций ОАО «Днепрметрострой» ФГИ передал в управление «Укрметротоннельстрою». Местные власти выступили против такого решения, но их протест столица проигнорировала. Схожая участь должна была постигнуть и госпакет (50%+1 акция) «Харьковметростроя», если бы не вмешательство губернатора Арсена Авакова. Впрочем, случившаяся осечка не повлияла на отношения руководства «Укрметротоннельстроя» с харьковским метростроителем Паволом Крупой, которому, насколько известно «ВД», в Киеве благоволит вице-президент «Укрметротоннельстроя» Вячеслав Зозуля, в прошлом — председатель правления «Харьковметростроя».

В целом же позиции главы Госкорпорации довольно сильны в отрасли. По влиятельности его можно сравнить разве что с почетным президентом ХК «Киевгорстрой» Владимиром Поляченко. Опытный метростроитель, почетный гражданин Киева, друг бывшего столичного градоначальника Александра Омельченко Владимир Петренко сумел наладить деловые отношения и с администрацией Леонида Черновецкого. Факт немаловажный, если вспомнить, что наибольшие заказы по строительству метро поступают от Киева.

Что касается Харькова, то, как пояснили «ВД» в приемной дирекции ГП «Харьковский метрополитен», еще в 1992 г. эта организация заключила с «Харьковметростроем» контракт на выполнение строительно-монтажных работ по возведению пускового участка харьковского метрополитена — участок между станциями «Научная» и «Проспект Победы». Проект должен быть реализован в текущем году, и только после этого будет проведен тендер на выполнение последующих работ. Впрочем, Василий Бондак, начальник отдела строительства Главного управления жилищно-коммунального хозяйства и развития инфраструктуры Харьковской ОГА, рассказал «ВД», что желающих поучаствовать в строительстве метро, кроме «Харьков-метростроя», ранее не было. Однако таковые могут вскоре появиться. В первую очередь стоит упомянуть компанию Strabag.Ukraine Олега Дерипаски и Александра Ярославского.

«Нашему концерну интересно строительство метрополитена не только в Киеве, но и в других городах. Нас устроит рентабельность даже от 4%. Однако пока вопрос упирается в стабильное финансирование работ», — прокомментировал «ВД» Давид Фишер, руководитель проекта BITUNOVA-UKRAINA Strabag-Bau Holding Aktiengesellschaft. Шансы компании получить соответствующие проекты довольно велики. Особенно в Харькове. Еще в 2005 г. УкрСиббанк, совладельцем которого является Ярославский, предоставил харьковскому муниципалитету заем в размере 100 млн грн., половина которого пошла на строительство метрополитена.

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро
Линии метро:   Олексіївська лінія

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.