Новости. Хорошие дороги — это хорошие деньги. Почему же они идут в чужой карман?

Газета "Время", 20.05.2009.

Несколько дней назад Кабмин утвердил большой перечень автомагистралей, реконструкция и строительство которых будут профинансированы в этом году. Всего запланировано построить 3,5 тысячи километров автодорог, 94 моста, 239 путепроводов и два туннеля.

Отметим, в этом списке есть и капитальный ремонт трасс Харьков — Симферополь — Ялта и Киев — Харьков — Днепропетровск.

Состояние наших дорог не ругает только ленивый. В то же время ежегодно на ремонт автотрасс тратятся огромные деньги. Тем не менее, по оценкам специалистов, после прошедшей зимы в Украине было повреждено более половины автодорог государственного значения и около 30 процентов — местного. За этими цифрами — низкое качество ремонта и строительства дорог, а порой и банальное разворовывание тех немалых денег, которые выделяются на проведение работ.

Сегодня в Украине 8,6 тысячи километров дорог государственного значения и 33,5 тысячи километров местного. Большинство из них относится к третьей-четвертой категории. Прокладывались они еще в советские времена и по давно устаревшим нормативам. Ныне же для строительства одного километра дороги первой категории, которая по качеству проезжей части была бы похожа на европейские, необходимо от 6 до 10 миллионов долларов. Капитальный ремонт такой дороги приблизительно стоит 3 — 4 миллиона долларов. Потому на строительство новых и ремонт существующих дорог в этом году в Украине планируется потратить около 19 миллиардов гривен. Почти 15 млрд. гривен из них должно быть выделено из государственного бюджета. Получить недостающие средства дорожники рассчитывают от международных финансовых организаций.

В апреле кредит в размере $400 миллионов (сроком на 30 лет) Украине выделил Международный банк реконструкции и развития. $298,5 миллиона из этой суммы предназначено для капитального ремонта 120-километрового участка дороги М-03 Киев — Харьков — Довжанский на отрезке между Борисполем и Лубнами. $100 миллионов — на установку разделительных барьеров, дорожных знаков и светоотражателей, постройку пешеходных переходов и парковок. Оставшиеся $1,5 миллиона — «на развитие кадрового и институционного потенциала».

Мировой опыт выхода из экономического кризиса свидетельствует, что положение дел можно поправить масштабным строительством. Это и новые рабочие места, и заказы металлургам на производство арматуры, и оживление цементной отрасли и т. д. Стало быть, нужно строить — стадионы, ЛЭП, газокомпрессорные станции, мосты, туннели, эстакады и дороги. Однако и здесь у Украины своя специфика. Так, глава «Укравтодора» Вадим Гуржос отмечает, что сегодня на строительстве дорог в нашей стране не нужна неквалифицированная рабочая сила — основная часть работ здесь производится с помощью сложной техники и сравнительно небольшими человеческими ресурсами. И создать за счет строительства автобанов внутренний спрос на продукцию металлургических заводов тоже вряд ли получится — дороги не металлоемкие. К тому же, слаба надежда, что заказы на прокладку дорог получат оте­чественные строительные компании — известно, что зачастую тендеры выигрывают зарубежные специалисты. Например, трассу Киев — Чоп строили турецкие и македонские компании. Это уже не говоря о том, что страны, которые использовали строительство дорог для оживления экономики, делали это за средства бюджета. Украина же берет деньги взаймы у других, позволяет иностранным инвесторам использовать их технику, стройматериалы и рабочую силу, гарантируя своим бюджетом оплату всех долгов и процентов. Разумеется, часть денег, потраченных из бюджета на украинские дороги, останется в государстве. Но значительная доля средств уйдет за пределы Украины, поэтому особого, как за рубежом, положительного эффекта в разрешении кризисных моментов ожидать не стоит.

Сеть автомобильных дорог общего пользования Харьковской области составляет почти десять тысяч километров. Из них дороги местного значения имеют протяженность 8,2 тысячи километров, государственного — 778,6 километра, оставшаяся часть дорог — коммунальные (состоящие на балансе органов местного самоуправления) и ведомственные. Как сообщил недавно начальник службы автомобильных дорог в Харьковской области Евгений Зражевец, в этом году на строительство, ремонт и эксплуатацию государственных дорог региона планируется израсходовать 443 миллиона гривен. Согласно распоряжению Кабмина, на дорогу Харьков — Красноград — Перещепино из специального фонда выделят почти 236 миллионов гривен, которых хватит на прокладку 110 километров. На четыре километра дороги Киев — Харьков — Довжанский будет потрачено 16,6 миллиона гривен.

В этом году в регионе будет также завершено строительство дорог с твердым покрытием — они будут проложены к четырем сельским населенным пунктам. Запланирован и капитальный ремонт — доведение до уровня первой категории — дороги от границы Полтавской области до Харькова. Небольшие участки этой автотрассы (например, в районе Снежково) уже ремонтируются. Полностью дорога Киев — Харьков (как и участок дороги Харьков — Щербаковка) превратится в первокатегорийную в 2010 году. Нуждаются в срочном ремонте эстакада на окружной дороге и мост в Чугуеве.

Еще один приоритет — построенная в 1973 году окружная дорога вокруг Харькова. По ней сегодня идет особо плотный поток автотранспорта между Алексеевским и Салтовским жилмассивами. «Доводить» эту дорогу до первой категории начнут в нынешнем году. Если деньги будут. Пока Служба автомобильных дорог в Харьковской области получила средства только на текущий ремонт и эксплуатацию дорог.

— Трудно ожидать существенных сдвигов в «дорожной» ситуации в нашей стране без коренных реформ системы государственного управления автомобильными дорогами, — говорит заместитель начальника Службы автомобильных дорог в Харьковской области Юрий Ледяйкин. — Необходимо четко распределить ответственность за дороги между центральными государственными и местными органами власти. Это требует законодательного распределения финансирования, иной нормативно-правовой базы, реорганизации «Укравтодора».

В августе прошлого года Кабмин утвердил концепцию реформирования системы государственного управления автомобильными дорогами общего пользования, а позже — и мероприятия по ее реализации. Вводится «линейно-региональный» принцип обслуживания дорог. Речь идет о передаче органам исполнительной власти областей автодорог общего пользования местного значения, создании соответствующих предприятий. Так, в нашей области создано дорожно-эксплуатационное предприятие №7 (ДЭП-7) при Харьковском облавтодоре. В него войдут Красноградское, Купянское, Нововодолажское, Пятихатское, Чугуевское и Песочинское ДЭП.

Вот только изменит ли все это реформирование ситуацию с нашими дорогами к лучшему, пока неизвестно. Многие эксперты пока относятся к этому весьма скептически, поскольку хорошие дороги — это хорошие деньги и контроль над их использованием. Ни того, ни другого в Украине нет. А вот уже знакомый нам Вадим Гуржос считает, что «сегодняшнее состояние дорог в Украине вполне позволяет на уровне принимать финал Евро-2012». Более того, по его словам, наши дороги, даже в том состоянии, в котором они находятся сейчас в городах и между городами, обеспечат комфортный и безопасный проезд. Интересно, по каким дорогам ездит сам глава «Укравтодора»?

Аркадий Генкин

Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.