Новости. Маршрутный передел

Газета "Вечерний Харьков", 02.11.2004.

В Харькове назревает скандал между транспортниками и местными властями. Как уже сообщала «Вечерка» (№ 118), исполком горсовета принял решение существенно изменить схему маршрутного транспорта. Однако с этим не согласны некоторые автоперевозчики, считающие, что изменения маршрутов абсолютно неоправданны.

Руководство АО «Герць» с 25 октября собирает мнения пассажиров на двух своих маршрутах (77-й и 285-й), курсирующих между центром города и Алексеевкой. Харьковчан просят ответить, согласны ли они с сокращением указанных маршрутов. Примечательно, что всего за один день опроса высказались порядка пяти тысяч горожан. Почти все они (за исключением 6-7 человек) согласились с тем, что грядущие изменения для них неудобны. Есть даже такая запись: «Дзержинский райотдел вас поддерживает». Вооружившись поддержкой харьковчан, автоперевозчик направил письмо в горисполком с просьбой вынести «маршрутный» вопрос на общественные слушания. Для этого, согласно порядку, необходимо более 100 подписей. У АО «Герць» их в десятки раз больше.

Если решение горисполкома не будет пересмотрено, директор автобусного парка Николай Шевченко обещает бороться с городскими властями любыми способами, даже выставить перед зданием мэрии все автобусы, которые станет не за что содержать. Мол, принятое решение играет на руку частным перевозчикам, у которых и есть-то всего несколько автомобилей. Кстати, АО «Герць» владеет сегодня 34 автобусами, часть которых взята в кредит. При этом у городского бюджета это автотранспортное предприятие не взяло ни копейки, а ежегодные налоговые выплаты составляют, по словам руководства АО, 800 тыс. грн. Изменения в транспортной схеме должны, по идее, учитывать несколько основных факторов: пассажиропоток (количество перевозимых людей за определенное время), стоимость топлива, расходы на содержание транспортных средств (амортизация, запчасти) и размер зарплаты (с учетом законодательного минимума).

Есть, конечно, действительно ненужные городу маршруты (например 20Т, 242П, 29С, которые дублируют отрезки метрополитена), но есть и наоборот. Скажем, тот же 285-й маршрут у жителей Алексеевки сегодня наиболее популярен, так как везет прямо в центр города. Каким видом транспорта будут пользоваться люди с 1 января, неизвестно, однако не вызывает сомнения то, что 288-е, дублирующие, микроавтобусы не смогут забрать всех желающих (уже с начальной остановки «Газели» уходят полными). Или автоперевозчику придется минимум втрое увеличить количество подвижного состава. Это не разгрузит площадь Конституции, а, наоборот, заполнит центр города маршрутками. Надеяться на метро тоже нет смысла — у него просто не хватит пропускной способности (руководство Харьковского метрополитена вряд ли в состоянии вдвое увеличить количество электропоездов).

Транспортники утверждают, что изменения приняты без учета исследований на каждом маршруте. Между тем перевозчики с помощью специалистов (как правило, из Харьковского национального автодорожного университета) сами выясняют, насколько тот или иной маршрут рентабелен, сколько пассажиров им пользуется, проводят подсчет израсходованных средств и так далее. Одно из таких фундаментальных исследований (77-го маршрута) предоставило в транспортный отдел горисполкома руководство АО «Герць», но, по словам Николая Шевченк но, «труд» вернули через день, хотя для его изучения нужно больше времени.

Если внимательно изучить решение об изменениях в маршрутном транспорте, то вопросов к его инициаторам возникает достаточно. Зачем, например, разбивать один маршрут на несколько частей, которые собираются охватить другими рейсами (например тот же 285-й)? Интересно, что недавно появившийся 217-й маршрут (пл. Конституции — ул. 23 Августа) с 1 января удлиняют до Алексеевского рынка, что также дублирует 285-й (за исключением небольшого отрезка ул. Клочковской). Какой смысл пускать микроавтобусы там, где собираются отказываться от лишних транспортных средств?

Впрочем, если существенные изменения в маршрутной схеме Алексеевки еще можно (хоть и с натяжкой) объяснить введением там еще двух станций метрополитена, то в других районах города ситуация непонятна совсем. Например, автобусный маршрут № 115 (ст. м. «Проспект Гагарина» — Аэропорт) и несколько микроавтобусных между Северной Салтовкой и станцией метро «Героев труда» также отменяют. Видимо, мало кто из городских чиновников в конце рабочего дня замечал огромные очереди на конечных остановках. И вот тут сам собой напрашивается вопрос: кому выгодно, чтобы рентабельный и востребованный пассажирами маршрут был ликвидирован? Ответ наверняка со временем станет известен. Ездить-то харьковчанам надо. А пока «водилы» обсуждают слух, что якобы за открытие в городе нового маршрута необходимо выложить более десятка тысяч долларов. Не за «спасибо», говорят, маршрут и изменяют. В нужную сторону, конечно.

Юрий ЗИНЕНКО

Разделы по теме:
Рубрики:   Автобус
Городские маршруты:   Аб20э, Аб29, Аб77э, Аб115э, Аб217э, Аб242э, Аб285э, Аб288э

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.