Автобус. Подвижной состав. АСЧ-03 "Чернигов"
Описание | Фотогалерея (18) | Новости по теме (1)
История модели
Автобусы АСЧ-03 выпускались Черниговским заводом спецавтотранспорта (ЧЗСА) с 1976-го по начало 90-х годов прошлого века. Машина продолжила модельный ряд автобусов этого предприятия, производство которых началось в Чернигове еще в 1962-ом году. АСЧ изначально создавался как спецавтобус для перевозки кинооборудования, театрального реквизита и т.п. Но он также широко использовался в качестве служебного автобуса различных предприятий.
После сдачи в эксплуатацию новых корпусов предприятия в 1978 году производство автобусов возросло с 200-250 до 1200 единиц в год. Модернизация производственного процесса позволила изменить каркас кузова с деревянного на цельнометаллический. Тогда же автобус претерпел некоторые внешние изменения. В частности, вместо задних окошек от ПАЗ-672 стали применять переднее остекление самого АСЧ-03. В 80-е годы стали выпускать автобусы с одним небольшим окошком посередине кормы. Исчез также козырек с вентиляционными прорезями над лобовым стеклом, поскольку такая вентиляция сильно "вымораживала" салон в зимний период.
В начале 90-х годов объемы производства автобусов АСЧ-03 снизились, а вскоре выпуск машины прекратился полностью из-за отсутствия заказов. С 1997 года завод был приватизирован ЗАО "Пожкоммлект", которое попыталось реанимировать производство, создав в 1998 году более современный 24-местный пассажирский автобус на шасси ГАЗ-3307, имевший индекс АСЧ-03-98. Однако эта машина, выпущенная в единственном экземпляре, стала последним автобусом в истории завода, который в дальнейшем стал заниматься производством пожарной техники и капитальным ремонтом автомобилей.
Техническое описание
АСЧ-03, как и ряд других автобусов специального назначения в СССР, был создан на грузовом шасси ГАЗ-53А. До 1978 года автобус выпускался с деревянным каркасом, облицованным листовой сталью. После переезда предприятия в новые производственные корпуса АСЧ-03 стали выпускать с цельнометаллическим каркасом из труб прямоугольного сечения. В пассажирском варианте салон отделялся от кабины водителя перегородкой только за сидением водителя. Двигатель, располагался справа от водительского кресла, при этом доступ к нему был только из кабины. Водитель имел свою дверь с левой стороны, а дверь, ведущая в салон была ручной и располагалась в базе за передним мостом.
АСЧ-03 в Харькове
В советское время автобусы АСЧ-03 работали исключительно в качестве служебных автобусов. С появлением коммерческих автобусных маршрутов в середине 90-х годов на них стали работать различные типы подвижного состава, в том числе и бывшие ведомственные автобусы. АСЧ-03 были замечены на маршрутах 71т и 281т, причем на обоих маршрутах работало по 2-3 машины вплоть до 2002 года. Несмотря на то, что автобусы АСЧ-03 не производятся уже много лет, некоторые машины до сих пор продолжают работать в Харькове и области как служебные организаций и предприятий.
© Андрей Бутковский, 2011
В статье использованы материалы сайта www.denisovets.narod.ru и информация Александра Говорухи.