Автобус. Подвижной состав. Karosa ŠD11
История модели
История автобусного завода "Кароса" началась еще в конце XIX века, когда в 1895 году Йозеф Соломка основал экипажную фабрику в западночешском городе Высоко Мыто. К концу 30-х годов ХХ столетия она переросла в известную на всю Европу кузовную фирму. "Соломка" в основном изготовляла по заказу элегантные кузова легковых автомобилей на чехословацких и иностранных шасси. Также она занималась постройкой автобусных и троллейбусных кузовов
Когда в конце сороковых годов в Чехословакии началась волна национализации заводов, бывшая фирма И. Соломки превратилась в "Каросу" - завод специализированных автомобилей и автобусов на грузовых шасси "Шкода".
Автобусы Karosa 11-й серии выпускались предприятием с 1965 по 1981 гг. Они имели принципиально новую панельную конструкцию: автобус состоял из 6 частей (шасси, левый и правый борт, передняя и задняя стенки, крыша), которые соединялись в единое целое посредством обыкновенных болтов. Такая конструкция была недолговечной, но тем не менее получила распространение, так как в чешских автопарках наблюдалась значительная нехватка подвижного состава. Karosa 11-й серии выпускались вплоть до 1981 года, когда завод сменил модельный ряд на принципиально новую серию Karosa 700.
Hесмотря на недостатки конструкции, автобусы Karosa 11 были достаточно комфортабельными и имели ряд новшеств, таких как автоматическая коробка передач и гидравлический усилитель руля. Они выпускались в трех различных модификациях - городской (ŠM11), пригородной (ŠL11), и междугородной (ŠD11). У этих автобусов была обтекаемая форма кузова, характерная для 60-х годов, дополнительное остекление крыши. Различие между модификациями заключалось в основном в количестве дверей и оборудовании салона. Так, Karosa ŠM11 имел три автоматических двери, из которых первая была несколько уже других и 31 сидение в салоне, мест для стояния было 59, Karosa ŠL11 - две двери (передняя и средняя) 45 мест для сидения и 40 - для стояния. Автобус Karosa ŠD11 был междугородной модификацией, соответственно он был оборудован комфортабельными креслами, установленными в четыре ряда в салоне, багажными отсеками и полками, системой вентиляции. Единственная дверь, открываемая вручную, находилась спереди.
Именно междугородный автобус Karosa ŠD11 работал в Харькове в 2001-2002 годах на 234-ом маршруте. Автобус попал в наш город в 90-е годы, когда в страны бывшего СССР массово приходили б/у машины из стран Восточной Европы. Oсенью 2002 года автобус перестал выходить на маршрут и дальнейшая его судьба неизвестна.
© Андрей Бутковский, 2003
Техническая характеристика автобуса Karosa ŠD11:
Габаритные размеры, мм | 10985x2500x2955 |
Полная масса, кг | 13745 |
Снаряженная масса, кг | 9200 |
Коробка передач | Praga 5P 80S |
Число ступеней КПП | 5 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Двигатель | LIAZ ML634 |
Крутящий момент, Нм | 800 |
Объем двигателя, куб.см. | 11940 |
Мощность, л.с. | 200 |
Расход топлива при 65 км/ч, л/100 км | 32,1 |
Колесная база, мм | 5500 |
Дорожный просвет, мм | 270 |
Число мест | 47+1 |
Количество дверей для пассажиров | 1 |