Трамвай. Подвижной состав. Прицепные вагоны ВАРЗ ХТТУ

В 50-х годах прошлого столетия населения Харькова быстро росло. Строились новые поселки, открывались новые трамвайные и троллейбусные линии. Однако городской транспорт с трудом справлялся с пассажирскими перевозками. Новые вагоны приходили в ограниченном количестве, а старых "Х", "М" и "КП", построенных еще в 20-е годы, явно не хватало для города с населением в 900 тысяч человек. Особенно не хватало дополнительных прицепных вагонов. В связи с этим в 1957 году ВАРЗ ХТТУ начал выпуск собственных прицепных вагонов.

Новый прицепной вагон в основном был похож на прицепной вагон серии "М", эксплуатировавшийся в Харькове с конца 20-х годов. Однако в конструкцию вагона были внесены ряд усовершенствований. Кузов вагона представлял собой цельнометаллическую конструкцию, подвешивание кузова осуществлялось с помощью листовых и спиральных рессор, что обеспечивало значительно лучшую амортизацию вагона. На колесных парах были смонтированы буксы с роликовыми подшипниками, что уменьшало сопротивление движения вагона и затраты электроэнергии. Вагон был оборудован двустворчатыми дверьми, перекрывавшими ступеньки, освещение салона осуществлялось тремя группами ламп в закрытых плафонах. Рабочее место кондуктора было огорожено тормозной колонкой и обогревателями для зимнего периода; вагон имел кнопочную электрическую междувагонную сигнализацию.

В первом квартале 1957 года было выпущено два новых прицепных вагона, до конца года их было выпущено 20. Выпуск прицепных вагонов на ВАРЗе был прекращен в 1959 году, всего их было построено 46. Вагоны получили бортовые номера 1001-1046 и эксплуатировались в поездах с моторными вагонами "Х". Впрочем, их век оказался недолгим - все прицепные вагоны производства ВАРЗа были списаны в начале 1969 года вместе с последними вагонами "Х".

© Андрей Бутковский, 2005.

Источники:

  1. Будуємо новi вагони // Харкiвський електротранспорт, №1(14), 1957 р.;
  2. Новий причiпний вагон // Харкiвський електротранспорт, №13(26), 1957 р.;
  3. Материалы архива ХКП "Горэлектротранс".