Автобус. Подвижной состав. Богдан-А091
Описание | Пригородные маршруты | Фотогалерея (473) | Новости по теме (27)
Работает на пригородных маршрутах: | 1354, 1610, 1629. [ Подробный перечень... ] |
---|---|
Обслуживаемых перевозчиками: | ТОВ "Фрегат-К+", ФОП Тєлєгін О.М., ФОП Чорний В.О. |
История модели
Малый городской автобус А-091 «Богдан» был разработан специалистами АО «Укравтобуспром» (бывший Всесоюзный институт автобусо-троллейбусостроения, г. Львов) в 1998 году на базе машкомплекта с шасси ISUZU NQR по заказу концерна «Укрпроминвест». Последний приобрел контрольный пакет акций ОАО «Черкасский авторемонтный завод» в том же 1998 году, создав на базе завода, занимавшегося в советские времена капитальным ремонтом автобусов ПАЗ, новое производство автобусов. В связи с отсутствием габаритных чертежей узлов и агрегатов, шасси ISUZU NQR было полностью разобрано и, параллельно процессу эскизирования установочных размеров узлов и агрегатов, проведена рабочая компоновка и дизайн-проект модели Богдан А091 (главный конструктор проекта Б.Курач).
Премьера автобуса Богдан-А091 состоялась 25 мая 1999 на выставке SIA'99. Фактически это был первый в Украине автобуса малого класса, ставший не просто альтернативой российскому ПАЗ-3205, но и превосходивший его по многим параметрам. В частности, Богдан-А091 был изначально специализирован под городские перевозки, что обуславливало пониженный уровень пола в салоне (610 мм против 875 мм у ПАЗ-3205), пневморессорная подвеска обеспечивала большую плавность хода, а качество японских агрегатов было в разы выше качества российской продукции. В течение 1999 года в институте в АО «Укравтобуспром» было изготовлено еще 2 полнокомплектных образца А091, а также 6 машинокомплектов для крупноузловой сборки в Черкассах, где в ноябре 1999 года было начато серийное производство модели.
Автобусы "Богдан" появились на украинском рынке как раз в нужный момент - практически десятилетие автобусный парк не обновлялся, и назрела острая необходимость в новых автобусах. В то же время тяжелая экономическая ситуация поставила автоперевозчиков в такие условия, когда закупать дорогие автобусы большой вместимости было невыгодно. Агрегатная комплектация японского концерна ISUZU и применение новых кузовных технологий, увеличивших срок службы кузова в полтора-два раза определили успех автобусов Богдан-А091 на украинском рынке, несмотря на их более высокую стоимость по сравнению с российскими ПАЗ-3205. Организация абсолютно нового производства на Черкасском автобусоремонтном заводе характеризовалась беспрецедентной динамикой роста – объемы производства на заводе в 2001-2004 годах ежегодно увеличивались в два-три раза. Сложилась довольно редкая для отечественного автобусостроения ситуация, когда объемы сбыта ограничивались производственными возможностями завода.
Первые машины 1999-2000 годов выпуска отличались от последующих вклееными стеклами, иной формой боковых окон в кабине и компоновкой салона. Вместо трехрядной компоновки сидений была применена четырехрядная, а возле задней двери имелась небольшая накопительная площадка. В дальнейшем компоновка сидений в салоне была изменена на трехрядную, а стекла стали крепиться при помощи резиновых уплотнителей. Изначально силовой агрегат и КПП для автобусов Богдан концерн Isuzu поставлял непосредственно из Японии, но с 2002 года эти узлы стали выпускаться польским отделением концерна - Isuzu Motors Polska. Также до 2002 года автобусы Богдан производили как с ровными, так и с гофрированными бортами, но с конца 2002 года их стали выпускать лишь с ровными бортами. В 2003-м году компоновка салона претерпела незначительные изменения - сзади вместо ряда из пяти сидений оставили три слева, ещё одно сидение установили в промежутке за задней дверью развернутым спинкой к правому борту.
Помимо базовой городской модификации была также создана междугородная, А091.1, серийный выпуск которой начался в 2001 году. У этого автобуса число сидений было увеличено до 26, задняя автоматическая дверь заменена на аварийную (открывается вручную). Первые экземпляры имели также ручную переднюю дверь, но впоследствии А091.1 стали оборудовать автоматической передней дверью. Богдан-А091.1 был оборудован дополнительным багажником в заднем свесе, системой индивидуальной вентиляции, интегрированной с багажными полками салона, а также мягкими сидениями с подголовниками. По индивидуальным заказам производили также машины комплектации "Люкс", оборудованные кондиционером и тонированными вклееными стеклами.
В 2002 году АО "Укрпроминвест" представило школьную модификацию автобуса Богдан-А091.2, ставшую первым специализированным школьным автобусом украинского производства. Богдан-А091.2 не пошел в серию, однако стал основой для проектирования следующих моделей школьных автобусов Богдан, в частности, АХ071.
В 2001 году концерн «Укрпроминвест» и харьковское производственное предприятие «Квант» разработали и запустили в производство на «Черкасском автобусе» подвижную рентгено-флюорографическую лабораторию «Индиарс-П» на базе автобуса А091. Мобильный рентгено-флюорографический кабинет предназначен для обслуживания удаленных объектов. Салон передвижного флюорографического кабинета разделен на три отсека - для медперсонала, рентгенаппарата и пациентов. При этом рентгенаппарат отделен от отсеков медперсонала и пациентов защитной перегородкой от рентгеновского излучения. Для обеспечения комфорта экипажа при передвижении на большие расстояния в салоне машины установлены два спальных места и два кресла-сидения. Флюорографический аппарат питается от однофазной сети, что решает проблемы с нестабильностью питающей сети (перекос питающих фаз и т.п). Кроме того аппарат оснащен устройством защитного отключения, которое производит мониторинг напряжения сети и при необходимости производит отключение аппарата. Такие мобильные лаборатории включены в автопарки больниц и диспансеров многих украинских городов.
Богдан-А091 так и остался моделью, предназначенной сугубо для украинского рынка. Исключением стала лишь партия из 15 машин, поставленных в 2004 году в Армению. На рынок СНГ "Укрпроминвест" вышел с другой моделью, Богдан-А092, которая появилась в 2003 году и к началу 2005 года окончательно заменила собой А091.
В 2014 году о Богдане-А091 вновь вспомнили украинские автомобильные издания. В ноябре 2014 года луцкое автотранспортное предприятие "Санрайз" на базе автобуса А091 создало первый электробус украинского производства. Он был оснащен двумя электродвигателями, суммарной мощностью 120 кВт, которые работали от аккумуляторов, рассчитанных на 3000 циклов зарядки/разрядки. Электробус расходовал 50 кВт электроэнергии на 100 км пути и мог проехать без подзарядки 250 км. Поскольку машина была экспериментальной, электрооборудование было размещено в задней части салона на месте демонтированных сидений. Первый украинский электробус успешно прошел испытания, был презентован в нескольких областных центрах и даже работал непродолжительное время с пассажирами в Луцке, но впоследствии проект предприятия "Санрайз" был свернут.
Несмотря на солидный возраст (самым "новым" экземплярам модели в 2019 году исполняется 14 лет) многие автобусы Богдан-А091 до сих пор работают на улицах украинских городов, что свидетельствует о высоком качестве этих машин. Во второй половине 2000-х капитальный ремонт автобусов Богдан-А091 был освоен сразу несколькими авторемонтными предприятиями, большинство из которых расположено на "родине" автобуса в Черкассах.
Техническое описание
Богдан-А091 - городской автобус малого класса с пониженным уровнем пола в салоне. Принципиальным отличием автобусов Богдан-А091 от других отечественных автобусов малого класса является отказ от традиционного в этом классе использования переднемоторного рамного шасси и переход на более долговечную несущую конструкцию. Передняя и задняя маски автобуса изготовлены из стеклопластика. Пониженный уровень пола (в салон автобуса ведет всего одна ступенька) облегчает и ускоряет посадку в автобус, а также существенно улучшает стойкость и маневренность автобуса за счет снижения центра масс. Богдан-А091 в городском исполнении рассчитан на перевозку 45 пассажиров, имеет 20 мест для сидения и место кондуктора. В салон автобуса ведут две автоматические распашные одностворчатые двери; пневматические агрегаты привода дверей производства Италии. Кабина водителя имеет отдельную дверь по левому борту автобуса.
Вертикальный четырехцилиндровый дизельный двигатель ISUZU 4HG1 мощностью 89 л.с. расположен в переднем свесе автобуса. Коробка передач механическая, пятиступенчатая, с синхронизатором на всех передачах. Двигатель, коробка передач, карданный вал, передний и задний мосты производства японской фирмы ISUZU. Рулевое управление с гидроусилителем. Передняя подвеска - зависимая, рессорная со стабилизатором поперечной устойчивости и с телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Задняя подвеска пневморессорная, что значительно улучшает плавность движения. Рабочая тормозная система двухконтурная, с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем.
Богдан-А091 в Харькове
Первые автобусы Богдан-А091 появились на городских маршрутах Харькова в июне 2002 года, когда коммерческий перевозчик ООО "Эллакс" приобрело шесть новых машин для маршрутов 278 и 286, ранее обслуживавшихся автобусами ЛАЗ-695. Осенью того же 2002 года крупную партию в 38 автобусов приобрело ООО "АТП-16330". Всего же в 2002-2004 годах харьковские перевозчики приобрели около 100 автобусов Богдан-А091. Более подробно поставки Богдан-А091 в наш город описаны в следующей таблице:
Перевозчик | Год поставки | Количество | Гос. номера | Маршруты |
---|---|---|---|---|
ООО "Эллакс" | 06.2002 | 6 | 258-66ХА - 258-71ХА (016-70ХА - 016-75ХА) | 278, 286 |
11.2002 | 4 | 292-58ХА - 292-61ХА (016-98XA, 017-10XA -017-12XA) | 278,286 | |
12.2002 | 4 | 301-52ХА - 301-55ХА (017-13XA - 017-16XA) | 240 | |
04.2004 | 2 | 017-84ХА, 017-85ХА | 278,286 | |
ОАО "АТП-16330" | 08-10.2002 | 38 | 257-84XA – 257-93XA 280-09XA – 280-18XA 280-90XA - 280-98XA 289-05XA – 289-13XA | Городские: 107,115,123,152,297 Пригородные: 1151,1155,1157,1161 1163,1167,1176,1181,1182,1187 1192,1193,1656 |
04.2004 | 3 | 000-01ХА - 000-03ХА | 57 | |
07.2004 | 4 | 020-08ХА - 020-11ХА | 57 | |
ООО "Гортранс" | 10.2002 | 5 | 245-42ХА - 245-44ХА 249-69ХА, 249-70ХА (015-13ХА – 015-17XA) | 285 |
02.2003 | 5 | 266-65ХА – 266-69ХА (015-25ХА – 015-29XA) | 285 | |
ООО "Нэмо-ЛТД" | 10.2003 | 10 | 011-59ХА – 011-68XA | 296 |
ООО "Фрегат-К" | 04.2004 | 9 | 017-59ХА – 017-62XA 017-64ХА – 017-68XA | 147,304 |
ООО "Авитан" | 08.2004 | 6 | 020-32ХА, 020-51ХА - 020-55ХА | 287 |
Кроме того, несколько автобусов Богдан-А091 были приобретены ЮЖД в 2002-2003 гг. Три из них долгое время работали ночными развозками пассажиров поезда "Столичный Экспресс", а также использовались для проведения экскурсий по городу для транзитных пассажиров станции "Харьков-Пассажирский". Позже эти машины стали использоваться для развозки сотрудников ЮЖД. Еще два служебных автобуса ЮЖД используются в качестве служебных развозок Локомотивного депо Купянск и КМС-39 Основа. В 2004-2015 годах харьковский филиал ООО "Укртелеком" также имел служебный автобус Богдан-А091, впоследствии проданный коммерческому перевозчику в г. Каменское Днепропетровской области.
В Харькове также эксплуатируются два мобильных флюорографических кабинета Индиарс-П. Один из них принадлежит Областной клинической больнице, второй - Дорожной клинической больнице ст. Харьков.
С 2006 года в Харькове стали появляться б/у автобусы Богдан-А091 из других городов, в первую очередь из Киева, где машины этой модели эксплуатировались с 2000 года. В свою очередь с конца "нулевых" некоторые машины, принадлежавшие ранее харьковским перевозчикам, таким как ООО "АТП-16330", ООО "Эллакс" и ООО "Авитан" были проданы частным владельцам, как в Харьков так и в другие города Украины. По состоянию на 2019 год коммерческие предприятия Харькова эксплуатируют около четырех десятков автобусов Богдан-А091 на городских и пригородных маршрутах.
Большинство харьковских Богдан-А091 были окрашены в традиционный для этой модели желтый цвет, белую окраску имели лишь машины ООО "Гортранс", четыре автобуса ООО "Эллакс" (017-13ХА - 017-16ХА) и три автобуса ЮЖД, работавшие экскурсионными. С 2011 года все автобусы Богдан-А091, работающие на городских маршрутах, обклеены зеленой пленкой либо перекрашены в зеленый цвет, ставший стандартным для городских автобусов Харькова.
© Андрей Бутковский, 2019
Источники:
- БОГДАНизация не избежна. Или как делают БОГДАНыAUTO-Consulting, 17.02.2003;
- Автобус Богдан А091 на сайте gorod.dp.ua;
- Юрий Гоголев. Аппарат рентгено-флюорографический перевозной «ИНДИАРС-П»;
- Богдан А091 на сайте fotobus.msk.ru;
Техническая характеристика автобуса Богдан А091:
Габаритные размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Длина, мм | 7205 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2370 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2740 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Колесная база, мм | 3815 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Колея передних колес, мм | 1665 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Колея задних колес, мм | 1650 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Масса и наполняемость автобуса | |||||||||||||||||||||||||||||||
Масса снаряженного автобуса, кг | 4600 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса автобуса, кг | 8100 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг | 1400 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг | 2580 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Количество мест для сидения | 20-21 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Общее количество мест | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель и КПП | |||||||||||||||||||||||||||||||
Марка двигателя | ISUZU 4HG1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тип | дизельный | ||||||||||||||||||||||||||||||
Количество и расположение цилиндров | 4 V | ||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочий объем, л | 4,600 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная мощность, кВт (л.с.) | 89 (121) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Марка КПП | ISUZU MXA5R | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тип КПП | механическая | ||||||||||||||||||||||||||||||
Количество ступеней КПП | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подвеска колес | |||||||||||||||||||||||||||||||
передняя: | зависимая, рессорная со стабилизатором
поперечной устойчивости и с телескопическими амортизаторами двустороннего действия | ||||||||||||||||||||||||||||||
задняя: | зависимая, рессорно-пневматическая | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тормозная система | |||||||||||||||||||||||||||||||
рабочая: | двухконтурная, с гидравлическим приводом и
вакуумным усилителем | ||||||||||||||||||||||||||||||
запасная: | один из контуров рабочей тормозной системы | ||||||||||||||||||||||||||||||
стояночная: | механическая, трансмиссионная | ||||||||||||||||||||||||||||||
вспомогательная: | на выпускном тракте двигателя | ||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч | 95 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Расход топлива на трассе, л/100 км | 15-16 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Расход топлива в городском цикле, л/100 км | 18-19 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Минимальный радиус поворота, м | 7,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Номинальное напряжение электрооборудования, В | 24 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Стартер | S25-308 24V91C HITACHI | ||||||||||||||||||||||||||||||
Аккумуляторная батарея | 6СТ90 |