Автобус. Подвижной состав. Neoplan N4021NF

ОписаниеФотогалерея (8)

История модели

В 1987 году фирма Neoplan, один из крупнейших производителей автобусов Германии, совместно с представителями Транспортной компании Мюнхена, разработала проект сочлененного городского полунизкопольного автобуса Neoplan N421NF. В 1988 году началось серийное производство новой модели, индекс которой был вскоре сменен на N4021NF. Она относится к линейке низкопольных автобусов первого поколения, которая была представлена широкой гаммой моделей: от 7-метрового автобуса малого класса Neoplan N4007NF до 15-метрового Neoplan-N4020NF и двухэтажного Neoplan N4026NF. Буквы “NF” в индексах этих моделей расшифровываются как «низкопольный» (от немецкого Niedrig Fussboden).

Автобусы Neoplan N4021NF поставлялись преимущественно транспортным компаниям Германии. Крупные партии этих машин закупили также такие шведские города, как Стокгольм, Линчёпинг, Уппсала. Помимо базовой модели в середине 90-х годов была разработана модификация для работы на сжиженном газе – Neoplan N4021NF CNG. Партия из 22 автобусов Neoplan N4021NF для польского рынка была собрана в 1998-1999 годах фирмой Neoplan Polska – предшественником известного польского производителя автобусов Solaris. Дизайн белорусского автобуса МАЗ-105 позаимствован у Neoplan N4021NF. Впрочем, у белорусского аналога двигатель расположен не в заднем свесе прицепа, а в огромном шкафу напротив средней двери тягача, который занимает значительную часть полезной площади салона.

В 1997 году компанией Neoplan был представлен автобус Neoplan-N4421NF относившийся уже ко второму поколению низкопольных автобусов этой фирмы, а с 1998 года началось его серийное производство. Некоторое время автобусы Neoplan N4021NF выпускались параллельно с новой моделью, но уже в 1999 году их выпуск был прекращен. В 2000-е годы большое количество б/у автобусов Neoplan N4021NF из Германии и Швеции было продано в страны Центральной и Восточной Европы. В частности, эти автобусы можно встретить в Польше, Венгрии, Болгарии, Румынии, Латвии, Литве, Украине.

Техническое описание

Neoplan N4021NF – городской сочлененный полунизкопольный автобус особо большой вместимости. Низкопольной является лишь передняя часть тягача автобуса. Пол задней части тягача (возле узла сочленения) и прицепа поднят на высоту одной ступеньки. В зависимости от пожелания заказчика у автобуса могли варьировать количество и расположение дверей, планировка салона, некоторые технические характеристики автобуса.

Автобусы были оборудованы дизельным двигателем MAN D2865 и автоматической коробкой передач MAN D863. Рабочий тормоз – пнвматический, двухконтурный с ABS и противобуксовочной системой. Стояночный тормоз - с инерционным приводом и с пружинным энергоаккумулятором.

Neoplan N4021NF в Харькове

В конце 2006 года непродолжительное время в Харькове работали два автобуса Neoplan N4021NF. Эти машины были построены в 1992 году для Транспортной компании Берлина (BVG) в числе партии из 18 машин этой модели. Крупные поставки новых автобусов в Восточный Берлин после объединения Германии были частью программы по обновлению пассажирского транспорта бывшей столицы ГДР. Указанные машины работали преимущественно в восточном районе Берлина Лихтенберг.

Автобусы Neoplan N4021NF, поставленные в Берлин в 1992 году, имели три двери: две в тягаче и одну в прицепе. Передняя дверь была оборудована специальным устройством для подъема инвалидных колясок, а средняя – специальной рампой для съезда колясок. Напротив средней двери была устроена большая накопительная площадка. Большинство сидений находилось в задней части салона: в задней части тягача и в прицепе была четырехрядная компоновка сидений, в то время как в передней части – трехрядная. Автобусы получили бортовые номера 2501–2518 и были окрашены в кремовый цвет – стандартную окраску подвижного состава компании BVG в те времена. У машин ## 2501–2510 дверь в прицепе располагалась непосредственно за узлом сочленения, а у ## 2511–2518 между узлом сочленения и дверью прицепа был небольшой промежуток с окном.

В период с 2003 по 2005 год берлинские автобусы ## 2501-2518 были списаны; большинство из них были проданы в страны Центральной и Восточной Европы. Два автобуса (# 2509; номер второй машины неизвестен) попали в украинский Кременчуг, где в 2004-2006 годах работали на коммерческом маршруте, соединявшем правобережную (Крюков) и левобережную части города. В сентябре 2006 года оба автобуса из Кременчуга были приобретены харьковской фирмой «Фрегат-К», и в середине октября вышли на 147-ой маршрут (Кинотеатр «Зирка» - микрорайон «Горизонт»). К сожалению, эти автобусы проработали совсем недолго. Один из них вышел из строя вскоре после начала эксплуатации, второй же попал в ДТП спустя пару месяцев. Помимо 147-го маршрута, один из автобусов Neoplan N4021NF успел также поработать на временной спецподаче для замены троллейбусных маршрутов на Алексеевке во время забастовки сотрудников троллейбусного депо №1 в октябре 2006 года.

© Андрей Бутковский, 2010

Источники:

  1. Материалы немецкой Википедии;
  2. Материалы польской Википедии;
  3. Сайт Berlin: Verkehr;


p class="tit10">Техническая характеристика автобусов Neoplan N4021NF (BVG, 1992 г.):

Габаритные размеры
Длина, мм 17425
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3000
Расстояние между 1-ой и 2-ой осью, мм 5875
Расстояние между 2-ой и 3-eй осью, мм 5950
Передний свес, мм 2560
Задний свес, мм 3040
Колея передних колес, мм 2130
Колея средних и задних колес, мм 1824
Дорожный просвет, мм 340
Ширина проема пассажирской двери, мм 1250
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 16300
Полная масса автобуса, кг 27900
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 6900
Допустимая нагрузка на среднюю ось, кг 10000
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 11000
Количество мест для сидения 51
Общее количество мест 155
Двигатель и КПП
Марка двигателя MAN-D2865 LUH/02
Тип двигателя дизельный
Количество цилиндров 5
Рабочий объем, л 9,973
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 198 (269)
Марка КПП MAN D863
Тип КПП автоматическая
Количество ступеней КПП 3
Передаточные числа: 5.80 : 1.43 : 1.00
 
Тормозная система  
рабочая: пневматический двухконтурная с ABS и ASR
стояночная: c приводом от пружинных энергоаккумуляторов
 
Напряжение бортовой сети, В 28
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 84
Емкость топливного бака, л 320
Минимальный радиус разворота, м 23
Шины 8,25R20