Автобус. Подвижной состав. Рута СПВ-15/16 (ГАЗ-33021)
Описание | Фотогалерея (57) | Новости по теме (6)
История модели
На улицах украинских городов до сих пор ездит большое количество различных микроавтобусов на шасси российской "Газели". Многие из них произведены в небольшом городке Часов Яр Донецкой области. Часовярский ремонтный завод (ЧРЗ) был основан в 1958 году как авторемонтное предприятие. В советский период здесь проводили капитальный ремонт грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ, выпускали специальные машины на шасси УАЗ. Несмотря на кризис в автомобилестроении Украины в постсоветское время, завод не только сохранил свое производство, но даже увеличил объемы и расширил номенклатуру выпускаемой техники. В 1995 году, впервые в Украине, здесь стали изготавливать микроавтобусы и автомобили скорой помощи на шасси ГАЗ-33021 "Газель". Часовярские микроавтобусы появились раньше, чем нижегородские маршрутки - ГАЗ выпускал в то время лишь грузовые "Газели".
Первенцем Часовярского завода стал микроавтобус СПВ-15 (СПВ-33021.01.15) на 14 посадочных мест. Его кузов оригинальной конструкции представляет собой сварной каркас из прямоугольных труб, обшитый снаружи стальными и стеклопластиковыми панелями. Каркасный принцип построения дал возможность существенно повысить жесткость кузова, обеспечить высокий уровень пассивной безопасности и при необходимости быстро внести изменения в его конструкцию.
У первых СПВ-15 в заднем торце была двухстворчатая распашная дверь, но из-за недостаточной жесткости кузова от нее пришлось отказаться, заменив ее большим квадратным окном. В 1998 году в связи с ужесточившимися требованиями к маршрутным такси в заднем торце вновь появилась дверь аварийного выхода, на этот раз одностворчатая. Приблизительно в это же время была немного увеличена по высоте основная дверь пассажирского салона. С 2000 года на микроавтобусы стали устанавливать пластиковую крышу вместо металлической, а с 2002 года на СПВ-15 стали устанавливать маршрутоуказатель над лобовым стеклом по желанию заказчика.
В 2002 году на заводе была запущена в производство новая модель - СПВ-16. От СПВ-15 она отличалась увеличенной высотой салона, благодаря чему, согласно сертификату ГосавтотрансНИИпроекта в СПВ-15 была разрешена перевозка трех стоячих пассажиров. Над боковыми окнами установлены дополнительные узкие продолговатые окошки со сдвижными форточками. По заказу на СПВ-16 над лобовым стеклом могут устанавливать маршрутоуказатель двух типов - для таблички с номером маршрута или более широкий - для таблички с указанием конечных остановок.
В 2003 году ГАЗ провел рестайлинг базовой модели ГАЗ-3302, что отразилось и на дизайне часовярских маршруток. В том же году был окончательно прекращен выпуск модели СПВ-15, а микроавтобусы СПВ-16 стали выпускать под торговой маркой "Рута". С появлением более вместительных микроавтобусов СПВ-17 объемы выпуска СПВ-16 стали снижаться и в итоге их производство было также прекращено.
Помимо микроавтобусов ЧРЗ изготавливал также грузовые и грузопассажирские фургоны на базе модели СПВ-15. Автомобили разных годов выпуска отличались выштамповками на кузове и формой крыши, которая как и на СПВ-15 сначала изготавливалась из металла. Более поздние фургоны имели пластиковую надстройку. В начале 2000-х годов производство фургонов на базе СПВ-15 было свернуто.
Рута СПВ-15/16 в Харькове
Первые микроавтобусы СПВ-15 появились в Харькове весной 1997 года. Тогда второй таксопарк (ныне - ООО "ФИН") закупил крупную партию этих микроавтобусов (60 машин). Эти машины стали первыми маршрутными ГАЗелями в нашем городе. СПВ-15 работали практически на всех маршрутах таксопарка. Позже СПВ-15 (правда, в меньшем количестве) закупил и 1-й таксопарк для работы на маршрутах 75т,219т,241т. Следует отметить, что до 2002 года эти микроавтобусы регистрировались как ГАЗ-33021, по имени нижегородского шасси, на котором они были собраны.
С появлением на рынке микроавтобусов ГАЗ-32213 харьковские перевозчики предпочли российский вариант маршрутной ГАЗели. Лишь единичные экземпляры часовярских маршруток попадали в наш город после 1998-го года. Не получила распространения в Харькове и более поздняя модель СПВ-16 - в городе и области имеются считанные ее экземпляры.
С 2005 года ООО "ФИН" начало избавляться от устаревших микроавтобусов СПВ-15. Некоторые из них были порезаны, другие - проданы. Последние в большинстве своем переоборудованы под грузопассажирские машины. В конце 2007 года ООО "ФИН" окончательно прекратило эксплуатацию микроавтобусов СПВ-15. Еще раньше эти машины ушли с маршрутов бывшего 1-го таксопарка. Сейчас в Харькове насчитывается незначительное количество микроавтобусов СПВ-15 и СПВ-16 принадлежащих частникам. До 2010 года единичные экземпляры микроавтобусов Рута СПВ-15, принадлежащие частным владельцам, встречались на городских и пригородных маршрутах Харькова. На данный момент микроавтобусы Рута СПВ-15 и Рута СПВ-16 в Харькове не эксплуатируются.
В Харьковской области микроавтобусы этой модели не получили большого распространения. Единичные экземпляры Рута СПВ-15 и Рута СПВ-16 работали на городских маршрутах в Купянске, Змиеве и Лозовой.
© Андрей Бутковский, 2018.
Источники:
- Раздел "ООО "Часовоярский ремонтный завод"" на сайте "Автомодельное бюро";
- Знакомые незнакомки. "Маршрутки" из Донецка // Автоцентр, №3, 2003;
- "Центргаз" - автомобили Горьковского автозавода;
- Каталог сертифицированных автобусов общего назначения на сайте Государственного департамента автомобильного транспорта.
Техническая характеристика микроавтобусов Рута СПВ-15/16:
Габаритные размеры | ||
---|---|---|
СПВ-15 | СПВ-16 | |
Длина, мм | 5350 | 5500 |
Ширина, мм | 2050 | 2050 |
Высота, мм | 2450 | 2730 |
Высота потолка в салоне, мм | 1630 | 1910 |
Колесная база, мм | 2900 | 2900 |
Передняя колея, мм | 1700 | 1700 |
Задняя колея, мм | 1560 | 1560 |
Дорожный просвет, мм | 170 | 170 |
Масса и наполняемость автобуса | ||
Полная масса автобуса, кг | 3400 | 3531 |
Количество мест для сидения | 13 | 13 |
Общее количество мест | 13 | 16 |
Двигатель и КПП | ||
Марка двигателя | ЗМЗ-4026.10 | |
Тип | карбюраторный, 4-х тактный, 8-клапанный | |
Количество и расположение цилиндров | 4 R | |
Рабочий объем, л | 2,445 | |
Система зажигания | электронная бесконтактная | |
Степень сжатия | 8,2 | |
Максимальная мощность, л.с. | 100 (при 4500 об/мин) | |
Максимальный крутящий момент, кгс*м | 18,4 (при 2400-2600 об/мин) | |
КПП и сцепление | ||
Тип КПП | механическая | |
Количество ступеней КПП | 5 | |
Сцепление | однодисковое, сухое, фрикционное,
привод - гидравлический | |
Главная передача | гипоидная с передаточным числом 5,125 | |
Рулевое управление | типа "винт-шариковая гайка" | |
Подвеска колес | ||
передняя: | зависимая, рессорная с гидравлическими
телескопическими амортизаторами | |
задняя: | зависимая, рессорная, со стабилизатором
поперечной устойчивости и гидравлическими телескопическими амортизаторами | |
Тормозная система | ||
рабочая: | гидравлическая двухконтурная с вакуумным
усилителем | |
запасная: | каждый контур рабочей тормозной системы | |
стояночная: | тросовый привод к тормозным механизмам
задних колес | |
Максимальная скорость, км/ч | 115 | |
Время разгона до 60 км/ч, с | 17 | |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 11,5 | |
Шины | 175R15С или 185R16С |