Автобус. Подвижной состав. РАФ-977
Описание | Фотогалерея (8)
История модели
Услышав знакомое название «Рафик» мы обычно представляем себе привычные микроавтобусы с угловатым кузовом, которые ездят по дорогам бывшего СССР уже более 30 лет. Но мало кто вспоминает, что у модели РАФ-2203 был свой предшественник, РАФ-977, не менее популярный в нашей стране в 60-70-е годы. Сейчас в бывшем Союзе остались считанные единицы машин этой модели, которые зачастую путают с более новой машиной Ереванского автозавода - ЕрАЗ-762, созданной на основе 977-го РАФа.
История разработки первого советского микроавтобуса относится ко второй половине 50-х годов прошлого века. В то время в СССР просто не существовало многих типов полезных и удобных транспортных средств, которые получили распространение на западе, в том числе и микроавтобусов. Их роль выполняли дорогие и неудобные легковые автомобили ЗИС-110, использовавшиеся как служебный транспорт, маршрутные такси, кареты скорой помощи. Громоздкая конструкция, большое потребление топлива, нерациональное использование полезной площади – все эти недостатки ЗИСов говорили в пользу замены их микроавтобусами.
Городские микроавтобусы было решено изготавливать на Рижской автобусной фабрике (РАФ, в латышском варианте - RAF, Rigas Autobusu Fabrika). Это предприятие было основано в 1949 году для производства деревянных автобусных кузовов на шасси грузового автомобиля ГАЗ-51. После войны этим занимались многие авторемонтные заводы, в том числе и рижский, название которого в первые годы его существования звучало как Рижский завод автобусных кузовов (РЗАК). Но уже через пять лет, в 1954 году, на заводе разработали собственный автобус вагонной компоновки, РАФ-251, в связи с чем поменялось название предприятия. А через пару лет молодому коллективу доверили ответственное задание – разработку нового микроавтобуса.
Для новой модели было решено использовать агрегаты знаменитой «Победы» - ГАЗ-М20. Кузов проектировали с оглядкой на популярный немецкий Volkswagen-Transporter первой серии. Выпуск первой опытной партии микроавтобусов РАФ-10 («Фестиваль») был приурочен к Международному фестивалю молодежи и студентов, проходившему в Москве в 1957 году. Но РАФ-10 так и не стал серийной машиной. В 1958 году производство «Победы» было прекращено – на смену ей пришла «Волга», ГАЗ-21. В связи с этим конструкция микроавтобуса была пересмотрена, и в 1959 году в серийное производство была запущена уже другая машина на основе агрегатов ГАЗ-21, получившая индекс РАФ-977 согласно Единой системы классификации автотранспортных средств 1945 года. РАФ-977 отличался от РАФ-10 также более узкой одностворчатой дверью в салон (на РАФ-10 была двухстворчатая дверь) и дизайном передка. Машина получила имя собственное «Латвия», в дальнейшем «перекочевавшее» и на следующую рижскую модель – РАФ-2203.
Массовое производство новой модели мешало наладить отсутствие конвейера на Рижской автомобильной фабрике. Осенью 1961 года появился модернизированный РАФ-977Д. Именно эту модификацию и поставили на новый конвейер, созданный в 1962 году. От РАФ-977 она отличалась гнутым лобовым стеклом, установленным вместо V-образного, наличием алюминиевых молдингов на бортах вдоль «юбки» и под оконной линией, скрывавших швы между кузовными панелями. Также на РАФ-977Д появилась «фирменная» узкая решетка радиатора над передним бампером. В середине 60-х РАФ-977Д претерпел некоторые изменения – исчезли окна в закруглениях кузова в задней части и остекление скатов крыши, изменились рамки дверей кабины и дверные петли.
В 1967 году была представлена следующая модернизация 977-го РАФика – РАФ-977ДМ, а в 1969 году она заменила собой на конвейере предыдущую версию. На РАФ-977ДМ пять узких боковых оконных секций уступили место трем широким со сдвижными стеклами, а дверь салона стала почти в два раза шире.
В 1970-ом году произошло событие, предопределившее судьбу 977-ой модели. На Горьковском автозаводе было завершено производство ГАЗ-21. На смену ему пришла новая «Волга», ГАЗ-24. Агрегаты 21-ой модели продолжали поступать в Ригу, но в то же время было необходимо приступить к производству микроавтобуса на базе ГАЗ-24. Это стало возможно с введением в строй нового завода в Елгаве в 1976 году. Одновременно с этим был завершен выпуск микроавтобусов РАФ-977.
Микроавтобусы РАФ-977 использовались для работы в качестве служебного автотранспорта, маршрутных такси, скорой помощи, туристических микроавтобусов. С конца 60-х годов они экспортировались в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны.
Преемником РАФ-977 стали автомобили ЕрАЗ-762 Ереванского автомобильного завода. Документация на производство грузового фургона на базе РАФ-977 была передана в Ереван еще в 60-е годы, поскольку производственных мощностей самого РАФа не хватало для его выпуска. В дальнейшем под маркой ЕрАЗ-762 выпускались также грузопассажирские автомобили и даже микроавтобусы, однако в отличие от РАФ-977 в СССР они никогда не использовались в качестве маршрутных такси или машин скорой помощи. Качество сборки ЕрАЗов было намного хуже, чем их рижских аналогов. Тем не менее, ЕрАЗ-762 продержался на конвейере вплоть до 1996 года, поэтому до сих пор на улицах наших городов можно встретить немало ереванских автомобилей. Сам же РАФ-977, внешне практически идентичный ЕрАЗу, стал сейчас настоящей редкостью, ведь его производство прекращено более 30 лет назад. В отличие от своих ровесников, таких как ГАЗ-21 или ЗАЗ-965, заботливо сохраненных многими автолюбителями, РАФ-977 реализовывался только предприятиям и организациям, где эти машины списывались после 10-15 лет эксплуатации, поэтому они ушли с наших улиц в конце 80-х – начале 90-х годов.
Техническое описание
РАФ-977 представлял собой микроавтобус с несущим кузовом. В его основании лежала полноценная рама, но она не отделялась от кузова, а была жестко приварена и работала вместе с ним. Кузов был обшит стальными панелями, а для облегчения крыши средняя ее часть представляла собой панель из алюминия. В кабину вели две двери – со стороны водителя и пассажира. В салон также вели две двери – по правому борту в базе и в задней панели кузова. Салон в варианте «микроавтобус» был рассчитан на 10 пассажирских мест.
На микроавтобусе устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-21 мощностью 75 л.с., который располагался в переднем свесе под кожухом в кабине водителя между рабочим местом водителя и местом пассажира. Коробка передач – механическая, трехступенчатая. Передняя и задняя подвески также были применены от 21-ой «Волги». Рулевое управление и щиток приборов были от автомобиля «Москвич-408».
Модификации
РАФ-977Е (РАФ-977ДЕ, РАФ-977ЕМ) – модификация «люкс», предназначавшаяся для экспорта и автобаз «Интуриста». Передняя часть крыши была раздвижной, а над задней частью помещался открытый решетчатый багажник. Микроавтобус имел улучшенную отделку салона, в комплектацию также входила микрофонная установка.
РАФ-977И (РАФ-977ДИ, РАФ-977ИМ) – автомобиль «скорой помощи». Его салон был рассчитан на перевозку двух лежачих больных. Для носилок на полу машины были сделаны специальные направляющие. Медицинскую помощь больному можно было начинать оказывать прямо в автомобиле: для этого были предусмотрены ящики для медицинского инструмента и перевязочного материала. Автомобиль был оборудован рацией. На крыше над кабиной водителя симметрично располагались фара-искатель с правой стороны, для поиска табличек с номером дома в темное время суток, и опознавательный подсвечивающийся сигнал красного креста – с левой стороны. На базе медицинского РАФ-977 Ворошиловградским автосборочным заводом изготавливался также автомобиль централизованной перевозки крови (АЦПК).
РАФ-977К – фургон на базе микроавтобуса РАФ-977Д. Установочную партию таких машин сделали в 1962 году, но недостаток производственных мощностей не позволил приступить к серийному выпуску. В дальнейшем выпуск подобных фургонов был налажен в Ереване под маркой ЕрАЗ-762.
РАФ-977 в Харькове
Микроавтобусы РАФ-977 появились в Харькове в начале 60-х годов прошлого века. Очень скоро они завоевали популярность как служебные машины. Парк автомобилей скорой помощи стал также пополняться 977-ми РАФиками, где они постепенно вытеснили ЗИС-110 и ГАЗ-12 – к началу 70-х парк был полностью укомплектован этими машинами.
В конце 60-х годов в Харькове открылись первые линии маршрутных такси. «Маршрутки» были в то время привилегированным транспортом – при стоимости проезда в трамвае 3 копейки, проезд в маршрутном такси стоил 15. Они соединяли Южный вокзал с районами Салтовки и ХТЗ, проходя через весь город. Большинство пассажиров ехало от одной конечной до другой, где в «час пик» выстраивались очереди. Естественно, в «маршрутки» 70-х не брали стоячих пассажиров; впрочем, стоять в РАФике было практически невозможно, так как места в салоне было даже меньше, чем в «Газели», а крыша машины была низкой. На немногочисленных линиях харьковских маршруток работали микроавтобусы РАФ-977, приписанные ко 2-ому таксопарку (ныне – ООО «ФИН»). Они использовались в качестве маршрутных такси до начала 80-х годов, когда были заменены более современными РАФ-2203.
В отличие от маршрутных такси, автомобили скорой помощи продержались на улицах Харькова дольше. Последние машины, которые, впрочем, уже не перевозили больных, а работали в качестве служебного транспорта медучреждений, списывали на рубеже 80-х и 90-х годов. Одна из таких машин сохранилась до наших дней благодаря заведующему гаража НИИ Неврологии и психиатрии Виктору Семеновичу Стовбе, который выкупил автомобиль скорой помощи РАФ-977ИМ 1974-го года выпуска, прослуживший без малого 20 лет в гараже больницы облисполкома, для личного пользования. Автомобиль, пострадавший в ДТП, с практически гнилым кузовом был восстановлен заботливыми руками нового владельца, при этом внешний вид и салон машины не претерпел каких-либо существенных изменений. Сейчас единственный сохранившийся в Харькове РАФ-977 можно изредка увидеть на улицах нашего города.
© Андрей Бутковский, 2008.
Источники:
- Автомодельное бюро: РАФ-977 «Латвия»;
- Ионес С. «Руссо-Балт» советской эпохи // Основные средства, № 11, 1999;
- Музей «Авторевю» – РАФ-977;
- РАФ-977. Материал из Википедии;
- Рекламные проспекты РАФ // Автомобильный сайт Владимира Тюбина.
Техническая характеристика микроавтобуса РАФ-977:
Габаритные размеры | |
---|---|
Длина, мм | 4900 |
Ширина, мм | 1950 |
Высота, мм | 1975 |
Передний свес, мм | 1000 |
Задний свес, мм | 1200 |
База, мм | 2700 |
Колея передних колес, мм | 1410 |
Колея задних колес, мм | 1420 |
Минимальный дорожный просвет, мм | 210 |
Угол переднего свеса | 27° |
Угол заднего свеса | 18° |
Наименьший радиус поворота, м | 6,8 |
Масса и наполняемость | |
Снаряженная масса, кг | 1675 |
Полная масса, кг | 2545 |
Количество мест для сидения
(в варианте «маршрутное такси»): | 10+1 |
Двигатель | |
Модель | ЗМЗ-977 |
Тип | Карбюраторный, четырехтактный, верхнеклапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 |
Ход поршня, мм | 92 |
Рабочий объем цилиндров, л | 2,445 |
Степень сжатия | 6,6 |
Максимальная мощность при 4000 об/мин, л.с. | 70 |
Максимальный крутящий момент, кгм | 17 |
Максимальная скорость, км/час | 115 |
Контрольный расход топлива, л/100 км | 16 |
Трансмиссия | |
Сцепление | Однодисковое, сухое, с периферийными нажимными
пружинами и гидравлическим приводом |
Тип КПП | механическая |
Количество ступеней КПП | 3 |
Передаточные числа: | |
Первой передачи | 3,115 |
Второй передачи | 1,772 |
Третьей передачи | 1,000 |
Задней передачи | 3,738 |
Карданная передача | открытого типа, имеет два вала и три кардана
с игольчатыми подшипниками, снабжена промежуточной опорой |
Главная передача | гипоидная, с передаточным числом 4,55 |
Органы управления | |
Рулевой механизм | глобоидный червяк с двойным роликом,
передаточное число 18,2 |
Рабочий тормоз | колодочного типа, привод гидравлический |
Стояночный тормоз | барабанного типа, привод механический |
Подвеска | |
Передняя | независимая, на спиральных цилиндрических
пружинах |
Задняя | рессорная, усиленная |
Амортизаторы | гидравлические, двустороннего действия,
телескопические |
Стабилизатор поперечной устойчивости | торсионного типа |
Колеса и шины | |
Колеса | 127К-381, дисковые, штампованные |
Шины | 8,20-R15, камерные |
Электрооборудование | |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Система проводки | однопроводная, «минус» соединен с массой |