Трамвай. Подвижной состав. Т3-ВПА
Описание | Фотогалерея (154) | Новости по теме (21)
История модели
Трамвайный вагон Т3-ВПА выпускался в 2008-2009 годах коммунальным предприятием «Харьковский вагоноремонтный завод» (КП «ВАРЗ»). Профильной деятельностью завода, созданного в 2007-ом году на базе упраздненного Коминтерновского трамвайного депо, являлся капитальный ремонт трамвайных вагонов и троллейбусов. Идея сборки трамваев на предприятии появилась вскоре после его создания. Сначала речь шла о сотрудничестве с Петербуржским трамвайно-механическим заводом (ПТМЗ) с целью крупноузловой сборки в Харькове вагонов российского производства. Но в дальнейшем на «ВАРЗе» решили попробовать силы в создании собственного вагона.
За основу был взят кузов чехословацкого трамвая Tatra-T3. Эта модель, выпускавшаяся до конца 80-х годов прошлого века, является одной из наиболее массовых на постсоветском пространстве и составляет основу трамвайного парка Харькова. В новом же вагоне от привычной харьковчанам «Татры» остались лишь элементы кузова - оборудование вагона полностью отвечает современным требованиям. В частности, впервые в Украине на трамвайном вагоне был применен асинхронный электропривод переменного тока.
Сборка первого вагона была начата в 2008 году. 27 февраля 2009 года он был представлен руководителям города и журналистам в ходе презентации на территории завода. Трамвай харьковского производства получил наименование Т3-ВПА (Т3 – индекс модели чешского трамвая, чей кузов послужил основой для харьковской разработки, ВПА - «Вагон Пассажирский Асинхронный»).
В июне 2009 года, после прохождения необходимых испытаний и сертификации новой модели, первый трамвайный вагон Т3-ВПА приступил к работе с пассажирами в Харькове. До конца года было построено еще три вагона этой модели, после чего производство было остановлено.
В заключение стоит отметить, что Т3-ВПА отнюдь не являются первыми трамваями, собранными в нашем городе. В далекие 50-е вагоноремонтный завод ХТТУ наладил сборку прицепных вагонов типа «М», благодаря которым удалось улучшить обслуживание транспортом харьковчан на рубеже 50 – 60-х годов прошлого века
Техническое описание
Т3-ВПА – четырехосный трамвайный вагон, созданный на основе трамвайного вагона Tatra-T3. Однако Т3-ВПА значительно отличался от своего предшественника как внешне, так и по установленному оборудованию. Вагон был оборудован комплектом тягового оборудования «Процесс-2», включавшим в себя асинхронные двигатели переменного тока и транзисторно-импульсную систему управления. Последняя позволяла экономить до 25% электроэнергии по сравнению с Tatra-T3. За ее работой следил встроенный бортовой компьютер, монитор которого был расположен на пульте управления водителя. Статический преобразователь для понижения напряжения вспомогательных электрических цепей позволял значительно снизить уровень шума в салоне, по сравнению с моделью Tatra-T3, оборудованной мотор-генератором. Электрооборудование вагона было размещено в отдельном шкафу за перегородкой кабины водителя, что упростило его обслуживание.
Трамвай Т3-ВПА имел современный дизайн благодаря установке оригинальных стеклопластиковых передней и задней масок, а также дверей поворотного типа. Вагон был оборудован электронным программируемым маршрутным указателем. Интересно, что табло в передней и задней масках было установлено в нижней части застекленного пространства, что являлось довольно необычным местом размещения маршрутоуказателя.
Сиденья в салоне имели консольное крепление, что облегчало уборку салона. Для освещения салона были применены люминесцентные лампы, размещенные на скатах потолка. Была улучшена также система отопления салона: установлены современные инфракрасные углеродные отопительные элементы.
В создании нового харьковского трамвая, помимо КП «ВАРЗ», принимали участие харьковские предприятия «Горэлектротранс», Завод «Электротяжмаш», МК «Энергосбережение», а также НИКТИ городского хозяйства (Киев) и ЗАО "Фирма ЭПРО" (Санкт-Петербург).
T3-ВПА в Харькове
Первый вагон Т3-ВПА поступил в Салтовское трамвайное депо в июне 2009 года и вскоре начал перевозить пассажиров по 5-ому маршруту. Вагон получил номер 4110. Еще три вагона Т3-ВПА поступили в Салтовское депо осенью 2009 года. Их нумерация была продолжена в убывающем порядке: ## 4109-4107.
Вагоны Т3-ВПА ## 4109 и 4110 были окрашены в красный цвет с черной вставкой на уровне окон, а ## 4107 и 4108 – в зеленый цвет с белой вставкой. На обоих бортах всех четырех вагонов были нанесены герб Харькова, эмблема футбольного чемпионата Евро-2012, а также поздравительные надписи: «К 355-летию Харькова от КП «ВАРЗ» и ХКП «Горэлектротранс» - по правому борту между первой и второй дверьми, «Родному городу – экологически чистый транспорт!» - по левому борту.
Трамваи Т3-ВПА работали на ряде маршрутов Салтовского трамвайного депо, в частности №№ 5, 8, 16, 16А, 27. Из-за проблем с поставкой запасных частей вагоны постепенно были отставлены от эксплуатации. Так, "первенец" КП "ВАРЗ", ТЗ-ВПА #4010, был отставлен от эксплуатации уже в 2012-м году, два других вагона, ##4107 и 4108, перестали выезжать на линию в 2016-м году.
Единственным эксплуатировавшимся вагоном Т3-ВПА долгое время оставался #4109. В 2018 году ему был проведён средний ремонт, в ходе которого было восстановлено электронное оборудование. Окраска вагона была унифицирована с новыми харьковскими полунизкопольными вагонами Т3-ВПНП. К сожалению, вагон Т3-ВПА #4109 был уничтожен в марте 2022 года прямым попаданием реактивного снаряда во время обстрела Салтовского трамвайного депо российскими оккупантами.
(с) Андрей Бутковский, 2022
В статье использована информация, предоставленная администрацией КП "Харьковский вагоноремонтный завод".
Техническая характеристика вагона Т3-ВПА:
Габаритные размеры | |
---|---|
Длина кузова вагона, мм | 14000 |
Ширина кузова вагона, мм | 2500 |
Высота крыши вагона над верхом головки рельса, мм | 3060 |
Высота от пола до потолка в проходе, мм | 2400 |
Высота дверного проема в свету, мм | 1300 |
База вагона, мм | 6400 |
База тележки, мм | 1900 |
Диаметр колеса, мм | 700 |
Масса и наполняемость вагона | |
Масса вагона при максимальной загрузке, кг | 29000 |
Количество мест для сидения | 30 |
Скоростные характеристики вагона | |
Максимальная скорость вагона, км/час | не менее 55 |
Время разгона вагона до скорости 40 км/час, с | 16 |
Максимальное ускорение, м/с2 | 1.8 |
Максимальный преодолеваемый уклон, ‰ | 90 |
Тяговые электродвигатели | |
Тип тягового двигателя | ТАД 21 |
Мощность тягового двигателя, кВт | 50 |
Количество тяговых двигателей | 4 |
Максимальная частота вращения, об/мин | 4000 |
Напряжение питающей сети, В | 467 |
Коэффициент полезного действия, % | 91.7 |
Масса, кг | 350 |
Основные элементы комплекта тягового электрооборудования | |
Тяговый преобразователь | БСПТ-180 |
Блок тормозных резисторов | БРТ-16-02 |
Реактор для уменьшения радиопомех | ГИК-8Д |
Блок бортового электропитания | ББЕ (на основе ИПТ-820/28-210) |
Блок защитный измерительный | Б3I-02 |