Автобус. Подвижной состав. Karosa 700-й серии
Описание | Фотогалерея (27) | Новости по теме (3)
История модельного ряда
В 1981 году чехословацкая фирма Karosa приступила к производству нового 730-го модельного ряда автобусов. Эти машины пришли на смену устаревшим моделям 11-ой серии, разработанной еще в конце 60-х годов. От предыдущего модельного ряда автобусы Karosa 700-ой серии существенно отличались внешне, при этом основные агрегаты остались практически теми же и были подвергнуты лишь незначительной модернизации.
Начав производство с двух городских, пригородной и междугородной моделей, Karosa в дальнейшем расширила этот модельный ряд, в частности, во второй половине 80-х появились сочлененные автобусы 700-ой серии. С 1989 года на все модели 700-ой серии стали устанавливать прямоугольные передние фары вместо круглых. В 1991 году репродукторы в салоне также был заменены прямоугольными, а в 1992 году была изменена система освещения салона.
Кризис начала 90-х годов негативно сказался на деятельности предприятия. Количество выпускаемых автобусов снизилось с 3400 до 1000 в год, к тому же в условиях рыночной экономики найти покупателей автобусов устаревшего к тому времени модельного ряда было тяжело. В начале 90-х годов были разработаны несколько вариантов модернизации 700-ой серии, в частности, городской автобус Karosa-B732 "LegoBus" с алюминиевым кузовом и Karosa-LC736 с наклонной передней торцевой частью, но дело ограничилось лишь опытными экземлярами. В 1995 году завод стал выпускать автобусов 800-го и 900-го модельного ряда. При этом автобусы 800-ой серии фактически являли собой предыдущие модели 700-го модельного ряда, адаптированные для эксплуатации в сложных климатических условиях, так как заказчиками этих машин преимущественно являлись российские города Сургут, Омск, Тюмень, Нижнекамск и некоторые другие. В конце 90-х годов крупноузловую сборку автобусов Karosa 800-й серии производили в городе Зеленодольск (республика Татарстан).
Следует отметить, что поставки автобусов Karosa 700-го модельного ряда в СССР практически не производились - до начала 90-х годов автобус производился исключительно для внутреннего рынка. В 1990 году партия из 200 машин Karosa-B731 была изготовлена для столицы Ливана - Бейрута. А в начале 90-х годов автобусы стали попадать в страны бывшего Союза. Это были как б/у автобусы из Чехии и Словакии, так и новые автобусы Karosa, которые некоторые автотранспортные предприятия стали заказывать по причине их относительно невысокой стоимости. Именно благодаря наличию спроса на автобусы дешевой комплектации в России и Литве, автобусы 700-го и 800-го модельных рядов продержались на конвейере до 1999 года. После вхождения завода в состав холдинга IRISBUS их производство было прекращено.
На базе пригородной сочлененной модели Karosa-C744 по спецзаказу одной из чешских турфирм в 1992 году был создан уникальный автобус-гостиница. У этой машины крыша приподнята на 40 сантиметров в передней части и на 60 сантиметров - в прицепе. В передней части автобуса расположены обычные кресла, а в задней - спальный отсек с тремя рядами полок. В передней части, перед узлом сочленения, находятся кухня, туалет и холодильник. Поменяв нескольких владельцев, автобус попал в Украину, где некоторое время работал на маршруте Киев - Николаев.
Техническое описание
Автобусы Karosa 700-ой серии имеют несущий кузов прямоугольной формы. Кузов состоит из цельносварной рамы, двух боковин, переднего и заднего торца и крыши, Рама и кузовные панели сделаны из закрытого стального профиля. Торцевые кузовные панели обшиты листовой сталью, боковые панели - цельнотянутые. Рама и кузовные панели скрепляются вместе посредством обыкновенных болтов. Данная конструкция кузова уникальна и характерна только для чешских автобусов Karosa. Заявленный срок эксплуатации подобного кузова несущей конструкции составлял всего шесть лет, тем не менее благодаря качественной сборке многие автобусы Karosa работают по 15-20 лет и более.
Среди основных технических новшеств, примененных на автобусах нового модельного ряда, стала заднемоторная компоновка. На машинах 1981-1986 годов выпуска (модификации 73х.00, 73х.04) устанавливался шестицилиндровый однорядный дизельный двигатель LIAZ ML635. С 1986 года он был оснащен турбонаддувом (модификации 73х.20). С 1989 года автобусы Karosa 700-ой серии стали оснащаться двигателем LIAZ ML636 с турбонаддувом (модификации 73х.40). Отличительной особенностью этого мотора является возможность его прогрева за счет автономного обогревателя, который также обогревает пассажирский салон и подогревает дизельное топливо. С 1994 года на пригородные и междугородные модели стал устанавливаться модифицированный двигатель LIAZ ML636, соответствующий нормативам Евро-2. Также на некоторые машины устанавливался французский дизельный двигатель Renault MIHR 062045A/3.
Городские модели Karosa-B731 и Karosa-B741 оснащались автоматической коробкой переключения передач Praga-2M70, позволявшей развивать максимальную скорость 70 км/час. С 1991 года вместо нее стала устанавливаться КПП Voith D864.3. На прочих моделях использовалась пятиступенчатая механическая синхронизированная КПП Praga-5Р80, в начале 90-х замененная немецкой ZF 6S.1600.
Передняя ось автобусов Karosa 700-ой серии заимствована у чешских грузовых автомобилей LIAZ. Передние колеса имеют независимую подвеску, а рулевое управление оборудовано гидроусилителем чешской фирмы Technometra. До 1987 года автобусы оборудовались задними мостами Raba, c 1987 года - Detva. Автобус оснащен пневмоподвеской с телескопическими амортизаторами. Тормозная система состоит из основного рабочего, стояночного и моторного тормозов. Тормозные механизмы - барабанного типа, двухконтурные, с пневмоприводом.
Салон автобуса обшит пластиком, имеет тепло- и звукоизоляцию. Автоматические двери - сдвижного типа. Освещение салона - люминесцентное, отопление осуществляется за счет охлаждающей жидкости двигателя, посредством теплопроводов, которые проходят под полом по всей длине салона. Также имеется автономный обогреватель, с помощью которого можно прогреть салон без запуска двигателя. Вентиляция салона осуществляется через сдвижные форточки и крышевые люки.
Обозначение моделей
Индекс моделей 700-го модельного ряда состоит из одной или двух букв и следующих за ними трех цифр. Буквенная часть индекса обозначала тип модели (B - городской автобус, С - пригородный и междугородный, LC - междугородный для дальних дистанций и туристический). Первая цифра индекса, "7", обозначала номенклатуру изделия (автобус; позднее, с упразднением чехословацких нормативов, для последующих модельных рядов были выбраны цифры "8" и "9"). Вторая цифра означала длину шасси: 1 - 7 м, 2 - 9 м, 3 - 11 м, 4 - 17 м (сочлененный), 5 - 12 м. Последняя цифра обозначала тип КПП для городских и пригородных машин (1 и 3 - автоматическая, 2 и 4 - механическая) и степень комфортабельности для междугородных (от 5 до 7).
Karosa-B731 и B732
Городские модели 700-ой серии имеют три двери - переднюю шириной 800 мм, заднюю и среднюю - шириной 1300 мм. До 1987 года на этих машинах устанавливался задний мост Raba A-018.37 с главным передаточным числом 5,65, позже - Detva. С 1984 года кабина водителя стала отделятся от салона полной перегородкой. Автобусы 1984-1986 годов выпуска имели индекс модификации В731.04 и В732.04 соответственно, в отличии от более ранних машин В731.00 и В732.00, не имевших перегородки кабины водителя.
Две указанные модели отличаются друг от друга типом устанавливаемой КПП. Автобусы Karosa-B731 оснащались автоматической коробкой передач, в то время как Karosa-B732 - механической. Следует отметить, что автобусы Karosa-B732 более распространены, чем Karosa-B731. Кроме того, при прохождении капитального ремонта на автобусы Karosa-B731 обычно устанавливалась механическая коробка передач.
Последние автобусы Karosa-B732, выпускавшиеся в конце 90-х годов, имели индекс В732Е. Они были оборудованы двигателем LIAZ ML636 Euro-2 и имели переднюю маску идентичную автобусам 900-го модельного ряда.
Karosa-C734 и С735
Пригородные автобусы Karosa отличаются от городских четырехрядной компоновкой сидений и отсутствием накопительных площадок в салоне. Также у этих автобусов лишь две двери - передняя, шириной 800 мм и средняя, шириной 830 мм. До 1987 года на пригородных автобусах устанавливался задний мост Raba A-018.40 с главным передаточным числом 5,65, позже - Detva. Следует отметить, что в модельном ряду автобусов Karosa 700-ой серии изначально планировался выпуск пригородной модели С733 с автоматической КПП, однако ввиду отсутствия спроса на подобную модель она никогда не производилась.
Автобусы Karosa-C735 выпускались в первой половине 90-х годов. Они отличаются от 734-ой модели увеличенными багажными отсеками в межпольном пространстве и, соответственно, наличием "подиума" под сиденьями в пассажирском салоне.
Karosa-LC735, LC736 и LC737
Междугородные автобусы Кароса 700-ой серии имеют две двери - переднюю автоматическую двустворчатую и заднюю ручную дверь аварийного выхода. У этих автобусов уровень пола под сиденьями поднят по всей длине машины, за счет чего в межпольном пространстве созданы вместительные багажники. До 1987 года на этих машинах устанавливался задний мост Raba A - 018.41 с главным передаточным числом 4,40, позже - Detva. С 1991 года междугородные автобусы Karosa стали оснащаться автоматическим ограничителем скорости 110 км/час и ABS.
Автобусы Karosa-LC735 и Karosa-LC736 отличаются лишь системой вентиляции. У первой из этих моделей вентиляция осуществляется через крышевые люки; над пассажирскими сиденьями при этом расположены обыкновенные сеточки для багажа. У модели LC736, которая стала выпускаться с 1985 года, имеется система принудительной вентиляции, вмонтированная в багажные полки над пассажирскими сиденьями и, соответственно, два воздухозаборника на крыше в задней части автобуса.
Karosa-LC737 - автобус повышенной комфортабельности, производство которого началось с 1992 года. От предыдущих междугородных моделей отличается вклеенными стеклами, наличием кондиционера и измененным дизайном лобовой части.
Karosa-B741 и С744
Сочлененные автобусы Karosa были разработаны в конце 80-х годов на базе соответствующих одиночных моделей, в частности, Karosa-В741 является сочлененной версией автобуса Karosa-B731, а Karosa-С744 - сочлененной версией 734-ой модели. При этом пригородная модель появилась немного раньше городской, в 1987 году.
Двигатель у сочлененных машин Karosa 700-ой серии расположен в заднем свесе прицепа, задний мост - ведущий. На автобусах изначально устанавливался дизельный двигатель LIAZ ML637, обладавший большей мощностью, чем LIAZ ML636, применявшийся на одиночных машинах. В 90-е годы автобусы Karosa-B741 и С744 стали комплектоваться немецкими дизелями MAN и французскими Renault.
Автобусы Karosa 700-й серии в Харькове
В мае 1996 года в Харьков прибыли первые два автобуса Karosa-С734.20 закупленные в Словакии, где они уже отработали десять лет. Чуть позже к ним присоединилось еще три машины. Перед отправкой в Украину автобусы прошли капитальный ремонт. Кроме того, словацкая сторона поставила к каждому автобусу по два комплекта запчастей. Автобусы были приобретены на средства муниципального займа и переданы в эксплуатацию фирмам "Старт-ЛТД" и "Герц", которые обязались вернуть их стоимость по мере окупаемости машин. Вскоре автобусы вышли на 285-ый и 296-ой городские маршруты. Эти машины проработали до 2002-2003 годов, а одну из них можно было встретить на 36-ом маршруте до осени 2005 года. В конце 2000 года АО "Герц" приобрело еще один б/у автобус Karosa, на сей раз городской модели. Он работал на 285-ом маршруте до начала 2005 года.
Междугородные автобусы Karosa более распространены в Харьковской области и некоторые из них обслуживают сегодня междугородные внутриобластные и межобластные маршруты, равно как и заказные перевозки. Наиболее распространенными являются модели LC735 и LC736. В частности, ОАО "Авток" эксплуатировало три автобуса Karosa-LC736 на маршрутах Харьков-Купянск и Харьков-Двуречная до 2008 года. До 2013 года автобусы Karosa можно было встретить на маршрутах Харьков-Сахновщина, Харьков-Миргород, Харьков-Грайворон и некоторых других.
© Андрей Бутковский, 2018.
Источники:
- Autobusy Karosa od Sodomku po sucasnost: typovy rad Karosa 700;
- Лапшин Ф. Karosa, автобусы из чешской провинции. // Авторевю, №13-14 (176), 1998;
- Официальный веб-сайт завода Karosa;
- Репало В. Работяга из Высокого Мыта. // Всеукраинский автомобильный портал autocentre.ua, 3 декабря 2007 г.;
- Материалы газеты "Вечерний Харьков".
Материалы по теме:
Габаритный чертеж автобуса Karosa-C734
Техническая характеристика автобуса Karosa 700-й серии:
Габаритные размеры | |||
---|---|---|---|
Длина, мм | 11055 | ||
Ширина, мм | 2500 | ||
Высота, мм | 3165 | ||
Колесная база, мм | 5800 | ||
Передний свес, мм | 2170 | ||
Задний свес, мм | 3085 | ||
Передняя колея, мм | 1930 | ||
Задняя колея, мм | 1800 | ||
Дорожный просвет, мм | 185 | ||
Высота пола салона от уровня дороги, мм | 890 | ||
Высота потолка в салоне, мм | 2010 | ||
Масса и наполняемость автобуса | |||
Karosa-B731/B732 | Karosa-C734 | Karosa-LC735/LC736 | |
Масса снаряженного автобуса, кг | 9300 | 9600 | 9900/10100 |
Полная масса автобуса, кг | 15780 | 15440 | 14180/14380 |
Количество мест для сидения | 31 | 45 | 44 |
Общее количество мест | 90 | 72 | 44 |
Двигатель и КПП | |||
Марка двигателя | LIAZ-ML635 | LIAZ-ML636 | |
Тип | карбюраторный | дизельный | |
Количество и расположение цилиндров | 6 R | 6 R | |
Мощность, кВт (л.с.) | 148 (200) при 2100 об/мин | 152 (206) при 2000 об/мин | |
Крутящий момент, Нм | 742,6 при 1400 об/мин | 845 при 1200 об/мин | |
Karosa-B731 | Karosa-B732/C734/C735/LC735/LC736 | ||
КПП | Praga-2M70/Voith D864.3 | Praga-5Р80/ZF 6S.1600 | |
Тип КПП | автоматическая | механическая | |
Количество ступеней КПП | 2 | 5 | |
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч | 100 | ||
Емкость топливного бака, л | 240 |