Автобус. Подвижной состав. ТС-3965

ОписаниеФотогалерея (6)

История модели

Автобусы ТС-3965 выпускал Запорожский экспериментальный завод транспортных средств (ЗЭЗТС), введённый в строй в 1981 году в пгт Камышеваха Запорожской области. Это небольшое предприятие было построено специально для производства автобусов для нужд сельскохозяйственного сектора. Изначально здесь собирали автобусы АСЧ-03 Черниговского автозавода, а также различные вахтовки на шасси автомобилей ГАЗ, ЗиЛ и КамАЗ.

В то же время по заказу объединения "Укрмежколхозстрой" во Всесоюзном конструкторско- экспериментальном институте автобусостроения во Львове была разработана специальная модель автобуса для перевозки транспортных бригад на шасси грузовика ГАЗ-53. Первые два опытных образца автобуса, изначально имевшего обозначение "Тип СХМ" увидели свет в 1981-1982 гг., а в 1983 году модель была рекомендована межведомственной комиссией к выпуску на ЗЭЗТСе. Автобус, получил незамысловатое наименование ТС-3965, где аббревиатура "ТС" означала не что иное, как "транспортное средство", а цифры 3965 являлись индексом изделия по отраслевой нормали. От ряда подобных автобусов на шасси ГАЗ-53, выпускавшихся различными предприятиями по всему СССР, автобус отличался отдельными элементами, делавшим его подходящим для перевозки строительных бригад в сельской местности. В частности, в салоне автобуса располагались шкаф-тумбочка с подводом тёплого воздуха для просушки одежды, а также откидные столики и шкаф для продуктов. Предполагалось, что автобус будет служить не только для доставки строительных бригад к месту работы, но и как комната отдыха и столовая.

Серийное производство автобусов ТС-3965 началось в 1986 году. В 1991 году, в связи с появлением новой модели базового шасси, ГАЗ-3307, началось производство модификации ТС-39651, адаптированной под новое шасси. Некоторое время обе модификации производили одновременно, но с 1993 года выпуск ТС-3965 был прекращён. ТС-39651 производили ориентировочно до 2000 года. Впрочем, после 1996 года завод практически не имел заказов, и машины выпускались в единичных экземплярах. Помимо двух базовых модификаций, завод также выпустил незначительное количество автобусов на дизельных шасси ГАЗ-4301 (1990 г.) и ГАЗ-3309 (середина 90-х годов). Модификация на шасси ГАЗ-3309 имела индекс ТС-39653.

Всего в 1986-2000 гг.было построено около 2500 автобусов ТС-3965 различных модификаций. Любопытно, что эта модель распространялась по линии республиканского объединения "Укрмежколхозстрой" исключительно на территории УССР, поэтому ее невозможно было встретить в других республиках Союза. После распада СССР завод стал реализовывать машины другим предприятиям, в частности дорожно- строительным управлениям и водоканалам, а также частным лицам. Однако с появлением на рынке микроавтобусов ГАЗ-32213 подобные автобусы оказались неконкурентноспособными. Несмотря на то, что производство автобусов ТС-3965 прекратилось более 20 лет назад, некоторые машины до сих пор можно встретить в украинской глубинке.

ТС-3965 в Харькове и области

Несколько десятков автобусов ТС-3965 поступило в Харьковскую область в конце 80-х - начале 90-х годов. Большинство этих машин эксплуатировались сельхозпредприятиями области, некоторые автобусы работали для развозки строительных бригад Харьковгоргаза и водоканалов. Автобус ТС-3965 на дизельном шасси ГАЗ-4301 до сих пор служит развозкой сотрудников Кочетковской водопроводной станции в Чугуевском районе Харьковской области.

Любопытно, что ТС-3965 стали первыми в новейшей истории Харькова автобусами, приобретённым коммерческим перевозчиком непосредственно с заводского конвейера, если не считать самые первые харьковские автобусы 1910 года. Коммерческие перевозчики, появившиеся в 90-е годы, как правило закупали или арендовали б/у автобусы у различных автопарков, предприятий и организаций, вплоть до появления на рынке микроавтобусов "ГАЗель" во второй половине 90-х годов. Однако в 1995 году два новых автобуса ТС-3965 приобрел индивидуальный предприниматель, который эксплуатировал их на ряде коммерческих маршрутов, в частности 82п и 84п, в 1995-1998 годах. Дальнейшая судьба этих машин неизвестна.

С 2014 года автобус ТС-3965 является экспонатом Музея истории Южной железной дороги. Правда, в экспозиции музея автобус представлен как АСЧ-03 "Чернигов".

(c) Андрей Бутковский, 2021

Источники:

  1. ТС-3965/ТС-39651. //Автомодельное бюро;
  2. ТС-3965: автобус для перевозки сельскохозяйственных и строительных бригад на шасси ГАЗ-53-12/-3307. // Каталог К.В.Х.;

Техническая характеристика автобуса ТС-3965

Общая характеристика
Длина, мм 6788
Ширина, мм 2260
Высота, мм 2770
Колесная база, мм 3700
Снаряженная масса, кг 4270
Полная масса, кг 6060
Пассажировместимость 22
Двигатель и КПП
Модель 3M3-53-11
Тип карбюраторный
Число и расположение цилиндров V8
Рабочий объем, см3 4250
Максимальная мощность, л.с. 120
Максимальный крутящий момент при 3200 об/мин, Н.м 284.5
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 4
Подвеска
Передняя на полуэллиптических рессорах
с амортизаторами
Задняя на полуэллиптических рессорах
с дополнительными рессорами
Тормозное управление
Рабочая тормозная система двухконтурная, с гидравлическим приводом
и пневмоусилителем
Запасная тормозная система один из контуров рабочей тормозной системы
Стояночная тормозная система механическая, трансмиссионная
Тормозные механизмы барабанного типа
 
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 85
Расход топлива на трассе, л/100 км 20-26
Минимальный радиус поворота, м 8
Номинальное напряжение системы электрооборудования, В 12
Шины 8,25R20 (240R508)