Автобус. Подвижной состав. ТС-3965
Описание | Фотогалерея (6)
История модели
Автобусы ТС-3965 выпускал Запорожский экспериментальный завод транспортных средств (ЗЭЗТС), введённый в строй в 1981 году в пгт Камышеваха Запорожской области. Это небольшое предприятие было построено специально для производства автобусов для нужд сельскохозяйственного сектора. Изначально здесь собирали автобусы АСЧ-03 Черниговского автозавода, а также различные вахтовки на шасси автомобилей ГАЗ, ЗиЛ и КамАЗ.
В то же время по заказу объединения "Укрмежколхозстрой" во Всесоюзном конструкторско- экспериментальном институте автобусостроения во Львове была разработана специальная модель автобуса для перевозки транспортных бригад на шасси грузовика ГАЗ-53. Первые два опытных образца автобуса, изначально имевшего обозначение "Тип СХМ" увидели свет в 1981-1982 гг., а в 1983 году модель была рекомендована межведомственной комиссией к выпуску на ЗЭЗТСе. Автобус, получил незамысловатое наименование ТС-3965, где аббревиатура "ТС" означала не что иное, как "транспортное средство", а цифры 3965 являлись индексом изделия по отраслевой нормали. От ряда подобных автобусов на шасси ГАЗ-53, выпускавшихся различными предприятиями по всему СССР, автобус отличался отдельными элементами, делавшим его подходящим для перевозки строительных бригад в сельской местности. В частности, в салоне автобуса располагались шкаф-тумбочка с подводом тёплого воздуха для просушки одежды, а также откидные столики и шкаф для продуктов. Предполагалось, что автобус будет служить не только для доставки строительных бригад к месту работы, но и как комната отдыха и столовая.
Серийное производство автобусов ТС-3965 началось в 1986 году. В 1991 году, в связи с появлением новой модели базового шасси, ГАЗ-3307, началось производство модификации ТС-39651, адаптированной под новое шасси. Некоторое время обе модификации производили одновременно, но с 1993 года выпуск ТС-3965 был прекращён. ТС-39651 производили ориентировочно до 2000 года. Впрочем, после 1996 года завод практически не имел заказов, и машины выпускались в единичных экземплярах. Помимо двух базовых модификаций, завод также выпустил незначительное количество автобусов на дизельных шасси ГАЗ-4301 (1990 г.) и ГАЗ-3309 (середина 90-х годов). Модификация на шасси ГАЗ-3309 имела индекс ТС-39653.
Всего в 1986-2000 гг.было построено около 2500 автобусов ТС-3965 различных модификаций. Любопытно, что эта модель распространялась по линии республиканского объединения "Укрмежколхозстрой" исключительно на территории УССР, поэтому ее невозможно было встретить в других республиках Союза. После распада СССР завод стал реализовывать машины другим предприятиям, в частности дорожно- строительным управлениям и водоканалам, а также частным лицам. Однако с появлением на рынке микроавтобусов ГАЗ-32213 подобные автобусы оказались неконкурентноспособными. Несмотря на то, что производство автобусов ТС-3965 прекратилось более 20 лет назад, некоторые машины до сих пор можно встретить в украинской глубинке.
ТС-3965 в Харькове и области
Несколько десятков автобусов ТС-3965 поступило в Харьковскую область в конце 80-х - начале 90-х годов. Большинство этих машин эксплуатировались сельхозпредприятиями области, некоторые автобусы работали для развозки строительных бригад Харьковгоргаза и водоканалов. Автобус ТС-3965 на дизельном шасси ГАЗ-4301 до сих пор служит развозкой сотрудников Кочетковской водопроводной станции в Чугуевском районе Харьковской области.
Любопытно, что ТС-3965 стали первыми в новейшей истории Харькова автобусами, приобретённым коммерческим перевозчиком непосредственно с заводского конвейера, если не считать самые первые харьковские автобусы 1910 года. Коммерческие перевозчики, появившиеся в 90-е годы, как правило закупали или арендовали б/у автобусы у различных автопарков, предприятий и организаций, вплоть до появления на рынке микроавтобусов "ГАЗель" во второй половине 90-х годов. Однако в 1995 году два новых автобуса ТС-3965 приобрел индивидуальный предприниматель, который эксплуатировал их на ряде коммерческих маршрутов, в частности 82п и 84п, в 1995-1998 годах. Дальнейшая судьба этих машин неизвестна.
С 2014 года автобус ТС-3965 является экспонатом Музея истории Южной железной дороги. Правда, в экспозиции музея автобус представлен как АСЧ-03 "Чернигов".
(c) Андрей Бутковский, 2021
Источники:
- ТС-3965/ТС-39651. //Автомодельное бюро;
- ТС-3965: автобус для перевозки сельскохозяйственных и строительных бригад на шасси ГАЗ-53-12/-3307. // Каталог К.В.Х.;
Техническая характеристика автобуса ТС-3965
Общая характеристика | |
---|---|
Длина, мм | 6788 |
Ширина, мм | 2260 |
Высота, мм | 2770 |
Колесная база, мм | 3700 |
Снаряженная масса, кг | 4270 |
Полная масса, кг | 6060 |
Пассажировместимость | 22 |
Двигатель и КПП | |
Модель | 3M3-53-11 |
Тип | карбюраторный |
Число и расположение цилиндров | V8 |
Рабочий объем, см3 | 4250 |
Максимальная мощность, л.с. | 120 |
Максимальный крутящий момент при 3200 об/мин, Н.м | 284.5 |
Тип КПП | механическая |
Количество ступеней КПП | 4 |
Подвеска | |
Передняя | на полуэллиптических рессорах с амортизаторами |
Задняя | на полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами |
Тормозное управление | |
Рабочая тормозная система | двухконтурная, с гидравлическим приводом и пневмоусилителем |
Запасная тормозная система | один из контуров рабочей тормозной системы |
Стояночная тормозная система | механическая, трансмиссионная |
Тормозные механизмы | барабанного типа |
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч | 85 |
Расход топлива на трассе, л/100 км | 20-26 |
Минимальный радиус поворота, м | 8 |
Номинальное напряжение системы электрооборудования, В | 12 |
Шины | 8,25R20 (240R508) |