Автобус. Подвижной состав. TAM
Описание | Новости по теме (1)
История производителя
Автобусы марки ТАМ выпускались в 60 – 90-х годах ХХ века словенским (ранее - югославским) производителем Tovarna avtomobilov Maribor. Это предприятие было основано в небольшом словенском городе Марибор во время немецкой оккупации в 1942 году как авиамоторный завод, выпускавший двигатели для самолетов Messerschmitt. После окончания войны фабрика, оказавшаяся на территории вновь сформированной Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), была восстановлена и перепрофилирована для производства грузовых автомобилей.
В 1957 году ТАМ приобрел лицензию немецкой компании Klöckner-Humboldt-Deutz на производство грузовых автомобилей грузоподьемностью 4,5 тонны. Позже завод освоил также выпуск лицензионных автобусов Deutz под собственной маркой. В середине 80-х годов ТАМ запустил в серийное производство линейку моделей грузовиков и автобусов собственной конструкции. Силовые агрегаты, устанавливавшиеся на эти машины, по-прежнему были лицензионными Deutz.
В 80-е годы завод предлагал покупателям широкий выбор автобусов городских, пригородных и междугородных моделей различной вместимости. Автобусы преимущественно предназначались для внутреннего рынка, но отдельные партии экспортировались в отдельные страны соцлагеря. На тот момент автобусы выглядели достаточно современно; стоить отметить, что ТАМ стал одним из первых производителей социалистических стран, который стал массово применять технологию вклееных стекол. В СССР автобусы ТАМ практически не поступали, за исключением крупной партии туристических автобусов ТАМ-130 и TAM-260, которые в 1989 году закупили для областных автохозяйств "Интуриста".
После событий 1989-1991 годов и распада СФРЮ для ТАМа наступили тяжелые времена. Словенский производитель автобусов утратил привычные рынки сбыта, что вызвало резкое сокращение обьемов производства. Тем не менее, пережив банкротство, реорганизацию, реконструкцию и двойное переименование, предприятие продолжает по-прежнему выпускать автобусы. Новый модельный ряд предприятия производится под маркой «Марбус».
Система обозначения моделей автобусов ТАМ
В цифренно-буквенном обозначении моделей автобусов ТАМ 80-х и 90-х годов выпуска присутствовала информация о мощности двигателя и длине транспортного средства. Первая цифровая комбинация (80, 130, 161, 190, 260, 272) означала мощность двигателя в лошадиных силах. За ними в индексе следовала буква А (сокращенное avtobus). Следующая комбинация цифр (85, 110, 116, 119, 180) обозначала длину машины. Последняя же буква означала тип автобуса: M – городской (“mestni”), P – пригородный (“primestni”), T – туристический (“turisticni”). К примеру, индекс модели ТАМ-130А85Т расшифровывается как туристический автобус ТАМ длиной 8,5 метра, оснащенный двигателем мощностью 130 л.с.
Автобусы ТАМ в Харькове.
В декабре 1989 года в автохозяйство харьковской гостиницы "Интурист" поступило четыре туристических автобуса ТАМ-130А85Т. Автобусы проработали до конца 90-х годов, но из-за проблем с запчастями были отставлены от эксплуатации. Два автобуса были выкуплены частным владельцем в 1998 году и работали одно время на 234-м и 287-м городских маршрутах.
В 2008 году в Харькове появился еще один автобус ТАМ-130А85Т, приобретенный частным лицом. Эта машина использовалась владельцем на заказных перевозках до 2012 года, после чего была продана в Каховку.
© Андрей Бутковский, 2018
Источники:
- Tovarna avtomobilov Maribor – статья англоязычной Википедии;
- Форум http://autobusi.org/;
- http://www.automotiv.co.rs.
Техническая характеристика автобусов TAM-130A85
Длина, мм | 8500 |
Масса, кг | 6180 |
Количество мест для сидения | 31+1 |
Шасси | TAM-130T10 |
Двигатель | TAM-Deutz F4L-413FR, дизельный |
Мощность двигателя, л.с. | 130 |
КПП | ТАМ-Deutz, механическая |
Количество ступеней КПП | 5 |
Максимальная скорость, км/час | 90 |
Тормоза | пневматические |
Шины | 8.25R20 |