Трамвай. Подвижной состав. Прицепные вагоны типа "КП"

ОписаниеФотогалерея (8)

В 1930 году Коломенский машиностроительный завод приступил к выпуску прицепных вагонов типа "КП" (Коломенский Прицепной). Внешний вид вагона был во многом схож с моторным вагоном "КМ", который начали производить в Коломне пятью годами ранее, однако между ними было и много различий. Помимо Коломенского, вагоны "КП" выпускал и Сормовский вагоноремонтный завод.

В первую очередь вагоны "КП" отличались от других трамваев 20-х годов увеличенной длиной кузова. Конструкция вагонов "КП" была металлическо-деревянной, но они были значительно длиннее харьковских вагонов "Х" и "М" и имели две двухосные тележки. Внутренне убранство салона было очень простым - отопление отсутствовало, сиденья были деревянными, освещение осуществлялось лампами накаливания без плафонов.

Дверей у "КП" было три - две одиночные по краям и широкие сдвоенные посредине. Двери открывались вручную, но имелся синхронизирующий механизм. Когда пассажир открывал одну из створок двери, этот механизм автоматически приводил в движение вторую. Наличие средней двери было довольно необычно для советского вагона 30-х годов. Система оплаты проезда в городском транспорте до 60-х годов подразумевала, что пассажиры, входя через заднюю дверь, обязаны уплатить за проезд кондуктору, сидящему справа от двери. Выход предусматривался через переднюю дверь. Наличие третьей двери вызывало необходимость нанимать дополнительного кондуктора, из-за чего до 70-х годов в СССР эксплуатировались преимущественно двухдверные трамваи, троллейбусы и автобусы.

В 1931 году Харьков получил 31 прицепной вагон "КП". Долгое время эти вагоны были единственным подвижным составом, кроме вагонов "Х" и "М", эксплуатировавшемся в городе. Они были только в Ленинском депо. Вагоны работали в сцепках с моторными вагонами серии "Х" на самых напряженных маршрутах города, так как их вместиомсть была больше чем у прицепных вагонов серии "М".

Вагоны "КП"продолжали работать на маршрутах до 1963-64 годов. Когда в Ленинское депо пришли новые РВЗ-6, "КП", перешагнувшие 30-летний рубеж, были списаны в считанные месяцы. Ни один харьковский вагон "КП" не сохранился. На базе вагона "КП" № 130 в 1953 году на ВАРЗе была создана передвижная тяговая подстанция, работавшая в конце 50-х - начале 60-х годов.

© Андрей Бутковский, 2005.

Источники:

  1. Сайт "Московский трамвай";
  2. Сайт "История киевского городского транспорта"
  3. Материалы архива ХКП "Горэлектротранс";
  4. Материалы газеты "Харьковский электротранспорт".