Трамвай. Подвижной состав. КТМ-2 и КТП-2
Описание | Фотогалерея (21)
История вагонов КТМ-2/КТП-2
В 1957 году специалистами Усть-Катавского вагоностроительного завода был разработан проект нового трамвайного поезда из двухосных вагонов, которым была присвоена серия КТМ/КТП-2. Первый опытный поезд был построен осенью 1958 года, а с 1960 года началось серийное производство трамвайных вагонов серии КТМ-2 и КТП-2 (Катавский трамвай моторный и прицепной соответственно). Несмотря на новый, более угловатый, дизайн и некоторые изменения в интерьере салона, вагоны КТМ-2 и КТП-2 все еще оставались двухосными и в техническом плане недалеко ушли от своих предшественников, вагонов КТМ-1 и КТП-1, выпуск которых был прекращен в 1960 году. Эти вагоны стали, пожалуй, самой неудачной разработкой завода. Двухосные вагоны к 60-ым годам ХХ столетия полностью перестали отвечать требованиям к современному трамваю, в первую очередь, из-за ограниченной вместимости и низкой эксплуатационной скорости.
Кузов вагонов КТМ-2 и КТП-2 цельнометаллический, сварной. Двери створчатые, с пневматическим приводом. Вагоны, как и их предшественники КТМ-1 и КТП-1, имели двойное рессорное подвешивание кузова. На осях моторного вагона были установлены два тяговых двигателя ДК-258А (мощностью 50 кВт каждый). Токоприемник бугельного типа. В отличии от КТМ-1 и КТП-1 были использованы подрезиненные колеса. Служебный тормоз - реостатный у моторного вагона и соленоидный у прицепного, при дотормаживании использовался дисковый тормоз с пневматическим приводом.
Малая вместимость салона и ограниченная скорость движения была далеко не единственным недостатком поездов КТМ-2/КТП-2. Компрессор издавал невыносимый грохот, из редуктора выливалось масло на пути, на поворотах раздавался ужасающий скрип. Незамысловатый дизайн вагона также не принес ему доброй славы. Салон трамвая был довольно простым - деревянные сидения были покрыты дерматином, стекла держались между деревянными планками. Большие неудобства вагон доставлял и водителям. Управлять поездом сидя было практически невозможно, поскольку рукоятка управления контроллером и тормозная рукоятка были расположены слишком далеко друг от друга.
Первые вагоны КТМ-2 внешне имели незначительное отличие от более поздних трамваев этой модели. У них над передним маршрутоуказателем на крыше был небольшой "скворечник" для номера маршрута. Позже маршрутоуказатели стали выполнять в одну строку, без отдельного "скворечника" для номера маршрута.
Несмотря на серьезные недостатки и устаревшую конструкцию Усть-Катавский завод продолжал выпускать поезда КТМ-2/КТП-2 вплоть до 1969 года, когда в серию пошла новая модель КТМ-5. Связано это было с острой необходимостью в новых трамваях, которую испытывали в то время трамвайные хозяйства большинства советских городов. Всего заводом было выпущено более 3500 поездов КТМ-2/КТП-2.
В 1962 году был построен опытный поезд КТМ/КТП-3, который отличался от КТМ/КТП-2 только отсутствием пневматической системы (электрический привод тормозов и дверей). В серийное производство он не пошел, так как на Усть-Катавском заводе началась работа над проектом четырехосного вагона - прообразом будущего КТМ-5.
Вагоны КТМ/КТП-2 были последними серийными двухосными вагонами отечественного производства. Но с завершением их эксплуатации эпоха двухосных вагонов в бывшем Советском Союзе еще не закончилась: в крымском городе Евпатория и небольшом курортном поселке Молочное жителей и отдыхающих до сих пор возят маленькие двухосных вагоны производства завода Гота (ГДР), работающие на узкой колее 1000 мм.
Вагоны КТМ-2/КТП-2 в Харькове
Харьков стал первым в СССР городом, начавшем эксплуатацию трамвайных поездов КТМ-2/КТП-2. В 1960 году первые вагоны этой модели проходили испытания в Харькове. Первый поезд КТМ-2/КТП-2 поступил в Коминтерновское трамвайное депо, и после опытной эксплуатации моторный и прицепной вагоны получили номера 901 и 951 соответственно - по аналогии с нумерацией поездов КТМ-1/КТП-1, у которых номер прицепного вагона также отличался от номера моторного на полсотни.
Новые вагоны по традиции вышли в первую очередь на образцовый 5-й маршрут. Всего в период с 1960 по 1968 год в Харьков поступило 140 двухвагонных поездов из КТМ-2 и КТП-2. Вагоны КТМ-2 получили номера #901-950, #1301-1390, КТП-2 - #951-1000, #1501-1590. Как и КТМ/КТП-1, все моторные вагоны ходили с соответствующими прицепными (например #911-961 или #1356-1556), но, в отличии от своих предшественников, КТМ-2 и КТП-2 никогда не эксплуатировались в трех и четырехвагонных поездах. Стандартной окраской была темно-вишневая, с кремовой "юбкой" и темно-серой крышей. В качестве токоприемника использовался бугель.
Поезда КТМ-2/КТП-2 поначалу эксплуатировались только в Коминтерновском депо, которое к 1965 году полностью избавилось от старых поездов Х-М, передав большую часть из них в новое Октябрьское, а остальные - в Ленинское депо. Однако в 1967 году в Коминтерновское депо начали приходить новые чешские вагоны Tatra-T3 и К-2. К концу года таких вагонов в депо насчитывалось уже 65, и ожидались новые крупные поставки, поэтому КТМ-2/КТП-2 стали активно передаваться в Октябрьское депо, равно как и более старые поезда КТМ-1/КТП-1. Уже к началу 70-х годов эта передача была полностью завершена.
Но T3 продолжали приходить в город все в больших количествах. С 1972 года чешские трамваи, ранее приходившие только в Коминтерновское депо, стали поступать и в Октябрьское, при этом число поступавших вагонов увеличивалось с каждым годом. Естественно, депо поспешило избавиться от старого подвижного состава. Первыми в 1974 году были списаны поезда КТМ-1/КТП-1, а за ними пришла очередь и КТМ-2. С 1975 года начинаются массовые списания этих трамваев, которые продолжались последующие 5 лет. Последние трамваи КТМ-2/КТП-2 работали на 2-ом маршруте до лета 1980 года.
Таким образом, поезда КТМ-2/КТП-2 проработали на улицах Харькова немногим более полутора десятка лет. Ни один из этих вагонов после списания не был переделан в грузовой или служебный - для этих целей использовались более надежные МТВ-82. Поэтому в Харькове не осталось ни одного кузова вагонов КТМ-2 или КТП-2. В других городах бывшего Союза КТМ-2/КТП-2 оказались более удачливыми. Так, в Одессе последние вагоны ушли с маршрутов лишь в 1987 году.
© Андрей Бутковский, 2006.
p>Источники:- А. Шанин. Последние двухосные // Статья на сайте "Нижегородский трамвай"
- Сайт "Одесса на колесах"
- Сайт "Алматинский трамвай"
- Информация, предоставленная Ааре Оландером (www.photo.tramway.ru)
- Материалы архива ХКП "Горэлектротранс"
- Газета "Харьковский электротранспорт"
Материалы по теме:
Техническая характеристика вагона КТМ-2:
Габаритные размеры, мм | 9740/2550/3125 |
База, мм | 3400 |
Полная масса, кг | 10836 |
Мест для сидения | 21 |
Мест для стояния | 93 |
Максимальная скорость одновагонного поезда, км/час | 40 |
Максимальная скорость двухвагонного поезда, км/час | 20,6 |
Ускорение двухвагонного поезда, м/с2 | 0,6 |
Замедление двухвагонного поезда, м/с2 | 1,2 |
Тяговые двигатели | ДК 258А |
Мощность двигателя, кВт/ч | 50 |
Напряжение, В | 550 |
Скорость вращения, об/мин | 1530 |
Вес без редуктора, кг | 500 |
Контроллер | многоступенчатый, МТ-3г |