Трамвай. Подвижной состав. Вагоны для обследования и ремонта контактной сети

ОписаниеФотогалерея (13)

Для контроля за состоянием контактной сети и мелкого ее ремонта предназначены специальные вагоны, а также автомашины, отличительной особенностью которых является наличие складывающихся подъемников на крыше.

В довоенный период ремонт контактной сети осуществлялся посредством примитивных деревянных вышек, напоминавших строительные козлы, установленные на двухколесную платформу. Подобные вышки буксировались к месту работ вагонами «БФ» либо «Х». Впрочем, учитывая простоту конструкции и малый вес, они могли даже перекатываться вручную на небольшие расстояния во время ремонтных работ. В 1941 году при помощи этих вышек был осуществлен демонтаж контактной сети перед вступлением в город немецких оккупантов. Использовались они и в послевоенное время, а одна из деревянных вышек дожила до наших дней. Она находится на территории бывшего Коминтерновского трамвайного депо.

В 1948 году вагон типа «Х» #320 был оборудован вышкой для ремонта контактной сети, установленной на крыше перед бугелем. Для того, чтобы поднятся на вышку, электромонтерам приходилось использовать приставную лестницу, которая при транспортировке крепилась к борту вагона. В 50-е годы в энергохозяйстве ХТТУ появляются специальные автомашины с подъемниками, созданные на базе ГАЗ-51. Вплоть до начала 70-х годов этой техники хватало для проведения ремонтных работ, а также монтажа контактной сети при строительстве новых линий.

С 1967 года в Харьков стали массово поступать чешские трамваи Tatra-T3SU. Эти вагоны были оборудованы токоприемниками нового типа – пантографами. Последние требовали гораздо лучшего состояния трамвайной сети по сравнению с бугелями, которыми на тот момент были оснащены остальные типы подвижного состава. Для замера параметров контактной сети с целью дальнейшего устранения ее дефектов в 1971 году ВАРЗом ХТТУ была изготовлена специальная лаборатория контактной сети на базе вагона МТВ-82 #807. Для лучшей маневренности вагона в качестве токоприемников вместо одного бугеля были установлены два пантографа. В средней части вагона, на крыше, была устроена специальная остекленная кабина для осмотра контактной сети. Работник энергослужбы, сидевший в кабине, с помощью специальных линеек, установленных на пантографах, контролировал степень натяжения контактного провода и его зигзагообразность. Недостатки в дальнейшем устранялись работниками энергослужбы.

Специальный вагон для ремонта контактной сети был изготовлен в 1974 году на базе вагона МТВ-82 #843. На крыше вагона была устроена огражденная по периметру площадка для работников ремонтной бригады, посередине которой находился гидравлический подъемник. Из салона на крышу вела специальная лестница. Вместо задней площадки пассажирского вагона располагался барабан для наматывания, перевозки и прокладки контактного провода. Бугель был заменен полупантографом.

Лаборатория контактной сети проработала до 1989 года. После ее списания на основе рамы вагона была изготовлена грузовая платформа МГП-159. В 1992 году был списан также вагон ремонта контактной сети. Вместо списанной техники планировалась постройка новых спецвагонов, выполняющих те же функции, но в течение нескольких лет она откладывалась по финансовым причинам. Впрочем, в 1997 году в Октябрьском депо на выведенный из пассажирской эксплуатации вагон Tatra-T3SU #258 была установлена вышка для осмотра контактной сети, однако вагон был несамоходным, а в салоне отсутствовало какое-либо оборудование, необходимое для работы бригады энергослужбы. Таким образом, данный вагон, получивший бортовой номер 0302, был предназначен только для осмотра и ремонта КС на территории самого Октябрьского депо. В 2017 году вагон был перенумерован в #3302.

Новый вагон контактной сети, совместивший в себе функции лаборатории и ремонтного вагона, энергослужба получила лишь в феврале 1999 года. Вагон ВКМ-0403 (ВКМ = вагон контактної мережі) был построен ОАО "Харьковский завод электротранспорта" на базе пассажирской «узкономерной» Tatra-T3SU #1725. На крыше вагона установлена застекленная смотровая кабина и вышка-подъемник. В передней части салона находятся места для членов бригады. Металлические ступеньки ведут в смотровую кабину, расположенную между пантографом и вышкой. Заднюю часть салона занимает гидравлическое оборудование подъемной вышки. Пульт управления гидравлическим подъемником находится снаружи по правому борту вагона. Для обеспечения безопасности электромонтеров крыша вагона полностью покрыта изоляционным материалом. Желто-красная раскраска вагона, нетипичная для специального подвижного состава, была унаследована от пассажирских Tatra-T3SU. Вагон ВКМ-0403 базируется в Салтовском трамвайном депо.

В начале 2000-х годов заводом электротранспорта велись работы по переоборудованию пассажирского КТМ-5М3 #879 в вагон ремонта контактной сети. Крыша вагона была понижена в средней части, где планировалась установка гидравлического подъемника. Задняя площадка, предназначенная для размещения барабана с контактным проводом, была выполнена открытой, по аналогии с изготовленным в 70-е годы вагоном #843. Однако из-за отсутствия средств были закончены лишь кузовные работы по вагону. В 2002 году он был передан в Салтовское депо без комплектации надлежащим оборудованием, зачислен на баланс под номером 0404 и в дальнейшем законсервирован. В 2011 году вагон был передан на баланс КП "Горэлектротранссервис", а в 2014 году списан.

(с) Андрей Бутковский, 2018