Трамвай. Подвижной состав. Рельсошлифовальный вагон
Описание | Фотогалерея (4)
Рельсошлифовальные вагоны необходимы для устранения неровностей головки рельса, называемых волнообразным износом рельс. Отечественные хозяйства впервые столкнулись с такой проблемой в 60-е годы, когда в СССР стали массово поступать трамвайные вагоны Tatra-T3. Эти трамваи чешского производства имели более легкий кузов, по сравнению с отечественными вагонами, а также значительно быстрее разгонялись и тормозили. Совокупность этих факторов стала приводить к волнообразному износу рельс.
Для борьбы с волнообразным износом рельс были разработаны специальные рельсошлифовальные вагоны. В тележках такого вагона между колесами установлены шлифовальные устройства. В нужный момент каретка устройства со шлифовальными камнями прижимается к рельсу с помощью дополнительного пневматического оборудования и стачивает лишний слой металла. Шлифовальные камни охлаждаются путем подачи холодной воды из массивного бака, установленного в салоне вагона. Рельсошлифовальные вагоны, как правило, имеют две кабины, что облегчает их маневрирование во время проведения работ.
Первый рельсошлифовальный вагон в Харькове появился спустя три года после начала эксплуатации вагонов Tatra-T3. В 1970 году служебный вагон типа «Х» # 355 был переоборудован в специальный рельсошлифовальный. Для облегчения двухсторонних маневров на вагоне в качестве токоприемника был установлен пантограф.
На смену импровизированному рельсошлифовальщику в конце 1974 года пришел специальный рельсошлифовальный вагон, изготовленный Ленинградским заводом по ремонту городского электротранспорта (ныне – Петербургский трамвайно-механический завод или ПТМЗ). За основу вагона был взят кузов модели ЛМ-68, изготавливавшейся в то время заводом преимущественно для самого Ленинграда. В отличие от пассажирского вагона, рельсошлифовальщик, получивший обозначение модели РШЛ, имел кабины с обоих торцов вагона. Салон был оборудован согласно предназначению вагона – сидения практически отсутствовали (за исключением нескольких, для вагонной бригады), посередине был установлен большой бак с водой, также в салоне находились дополнительные элементы пневмосистемы.
Вагон, поступивший в Харьков, имел номер РШЛ-004. Три первый вагона, РШЛ-001 – РШЛ-003 были построены заводом для Ленинграда. Известно также, что вагоны РШЛ имелись в трамвайных хозяйствах Киева и Горького (Нижнего Новгорода). Для Харькова этот рельсошлифовальщик был уникален, ведь ни до, ни после него в городе не эксплуатировали трамваи производства ПТМЗ. Возможно, именно поэтому РШЛ-004 был отставлен от эксплуатации уже в конце 80-х годов, а через некоторое время – списан. Кузов вагона до сих пор используется в качестве складского помещения в открытом парке Салтовского трамвайного депо.
(с) Андрей Бутковский, 2012